Самый счастливый день – когда ребенок находит семью

89 подопечных воспитываются сейчас в центре поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах Аккольского района, созданного на базе бывшего Аккольского детского дома.

С 2021 года учреждение возглавляет Ботагоз Казбекова, с которой мы побеседовали, чтобы узнать, как обустроена жизнь детей в центре и как их готовят ко взрослой жизни после выпуска.

– Ботагоз Абдрахмановна, какова история открытия детского центра?

– Все началось с приказа по Сталинскому детскому дому от 10 октября 1944 года. Тогда и началась деятельность детского дома в с. Алексеевка, расположившегося в здании Лесной школы. В архивном фонде сохранились данные первых сотрудников и рабочих. Директор Сталинского детского дома и  Сталинской Лесной школы контролировала работу не только учебно-воспитательного процесса, но и  деятельность подсобного хозяйства по выращиванию и содержанию молодняка, КРС и лошадей, так как детский дом в военные и послевоенные годы находился на самообеспечении.

С 1969 года Алексеевский детский дом около 15 лет был под руководством Валентины Николаевны Пригородовой. С 1982 по 2013 годы его возглавляла Вера Степановна Ковалева. Она посвятила всю свою жизнь педагогике, проработала в сфере образования свыше 47 лет.

С октября 2013 года по июнь 2019 года обязанности директора Аккольского детского дома № 1 исполняла Рауза Махметовна Канатова, отличник образования Республики Казахстан.

– Как сегодня обустроен центр?

– Для всестороннего развития и обогащения досуга детей у нас имеются мастерские, оснащенные дерево- и металлообрабатывающими станками, производственными и бытовыми швейными машинками. В летний период функционирует детский оздоровительный лагерь «Рассвет». Библиотека располагает богатой методической, справочной и художественной литературой.

– Каково ежегодное финансирование со стороны государства?

– Расходы на содержание организации составляют немалые, из них выделяются средства на питание, обмундирование, постельное белье… Нам активно помогают спонсоры в организации праздников для детей, профориентационных и развлекательных выездов, приобретении подарков, дополнительного спортинвентаря. В их числе: ЧФ «Ақ ниет», АО «ЕПК Степногорск», ОФ «Дар», ОФ «Твори добро со мной», ОФ «Ұмыт сыйла», ОФ «Best for kids», ОФ «Мир, капелька любви», ОФ «Мереке» и другие.

– Куда направляются после выпуска ваши выпускники?

– В нашем центре находятся дети от трех до восемнадцати лет. После выпуска все дети поступают в колледжи и университеты. Отмечу, что ребята   охвачены всесторонним дополнительным образованием.

Так, в центре функционируют 12 кружков и спортивных секций, участники которых являются победителями не только районных, но и областных, и республиканских конкурсов. Силами ребят, под чутким руководством педагогов, издается газета «Актан-таймс», отражающая на своих страницах важнейшие события жизни центра. Участники вокальной группы и хореографической группы «Смайл», образцовый ансамбль ложкарей «Мрия» являются неоднократными победителями республиканских конкурсов. Кстати, ансамбль ложкарей «Мрия» существует более пятнадцати лет.

Танцевальный коллектив и ансамбль ложкарей – неизменные участники городских, районных, областных и международных праздников, мероприятий, конкурсов и фестивалей.

Работы изобразительного кружка «Дарын» неоднократно выставлялись в музее современного искусства и во Дворце мира и согласия (г. Астана). Команда футболистов «Арыстан» вошла в тройку лучших на чемпионате среди детских домов «Навстречу мечте». Около 60 детей занимаются в спортивной секции по карате.

С 1 сентября 2015 года воспитанники центра для лучшей социализации в обществе переведены на обучение в городские общеобразовательные школы № 1, № 2 и № 3. Также ребята посещают кружки и секции в школах города, ДЮСШ и музыкальную школу. В нашем центре построен хоккейный корт с искусственным покрытием для футбола с зимними утепленными раздевалками, установлена баскетбольная и волейбольная площадки с тартановым покрытием, имеется кабинет мастера по обучению маникюрному делу, парикмахерская, столярная мастерская, кабинет с десятью комплектами робототехники, кабинет редакции с печатным оборудованием…

Для оздоровления и отдыха воспитанников при государственном учреждении функционирует детский оздоровительный центр «Рассвет».

– Ботагоз Абдрахмановна, а детей как готовят к самостоятельной жизни?

– Выходя за порог центра, воспитанники должны уметь себя самостоятельно обслуживать: приготовить еду, спланировать покупку продуктов, должны знать, как питаться правильно. Поэтому воспитание в детях самостоятельности – это главная задача, которую воспитатели стараются решить. Особое внимание – самообслуживанию. В центре есть стиральная машина, утюги, холодильники, микроволновая печь, электрическая плита с духовкой, тостер, вафельницы, чайник, набор посуды… Дети умеют пользоваться бытовой техникой, готовить простые блюда.

– При каких условиях дети могут вернуться в родную семью?

– При условии, если родители восстановились в родительских правах.

– Как и кто может стать приемным родителем или наставником?

– В Казахстане существуют четыре альтернативные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление, опека (попечительство), патронат и приемная семья. Возможность взять в семью ребенка есть у казахстанцев, постоянно проживающих на территории страны, а также у иностранцев, состоящих в браке с гражданином/гражданкой Казахстана. Желающие взять на усыновление/опекунство ребенка должны написать заявление о своем желании и подать его в орган опеки или попечительства. Представить справки о размере совокупного дохода, семейном положении, состоянии здоровья, об отсутствии судимости, сертификат о прохождении психологической подготовки.

– Ботагоз Абдрахмановна, можете выделить несколько детей, наиболее активных и одаренных?

– Их настолько много, что трудно выделить кого-то одного. Также наш центр гордится своими выпускниками. Особо успешный старт у Ильи Савицкого – руководителя риэлтерской компании в г. Астане, Майры Дюсембаевой – инженера-исследователя ядерного центра РФ, Айгуль Дюсембаевой – обладательницы красного диплома Воронежского университета, Галины Кучиной – обладательницы красного диплома МГУ…

Сергей Каргин после выпуска стал курсантом республиканской школы «Жас ұлан». Его желание стать военным осуществилась благодаря программе «Армия – детям». После экзаменов он был зачислен в республиканскую школу «Жас ұлан». Окончив ее, поступил в Военный институт сухопутных войск г. Алматы. Сейчас он командир взвода в/ч г. Мерке.

Станислав Шульгин всегда ответственно относился к учебе, поступил по окончании 11 класса в Военный Институт Сухопутных Войск в г. Алматы. После обучения по распределению попал в десантно-штурмовые войска в ДШБ на должность командира взвода. С 16 декабря 2019 года был назначен оперативником в ЦОУ (Центральное оперативное управление).

– Участвуете ли вы в проекте патронажа?

– Наше учреждение участвует в проекте «Балажан» общественного фонда «Ана үйі», который направлен на трансформацию учреждения. С 2018 года общественным фондом «Ана үйі» была представлена презентация проекта «Балажан» в КГУ «Детский дом №1 г. Акколь», который стал экспериментальной площадкой по трансформации интернатных учреждений.

Сейчас успешно завершается третий, заключительный этап программы. С июля 2022 года наша организация продолжает работу как КГУ «Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, г. Акколь», которое осуществляет функцию трех служб – службы содействия семейному устройству детей и другие формы управления, службы реабилитации и подготовки детей к устройству в семью «Как дома» и службы по профилактике социального сиротства.

В результате работы за пять лет были устроены в семьи 124 ребенка: на патронатное воспитание – 46 детей, на опеку и попечительство – 38, в приемные семьи – 14, возврат в кровные семьи – 26.

Ведется работа школы приемных родителей. Сейчас в ней проходят обучение 52 человека. А всего прошли обучение уже 352.

– Ботагоз Абдрахмановна, с какими трудностями сталкиваетесь в работе?

– На момент поступления в учреждение большинство детей отличаются педагогической запущенностью, многие имеют перерывы в учебе и отстают от своих сверстников в освоении школьной программы.

Многие имеют отягощенную наследственность, хронические заболевания… В них не заложена ценность образования, присуща установка на низкий социальный статус.

Изменить все это бывает очень непросто.

– Живуч стереотип, согласно которому выпускники детских домов не готовы к реальной жизни и не умеют к ней адаптироваться…

– Государство много делает для социализации и адаптации выпускников детских домов. Однако, прожив в интернате на полном обеспечении, получив бесплатное жилье, некоторые сироты так и не становятся взрослыми, не знают, как жить самостоятельно и попадают в неприятные ситуации. В этом вопросе очень важно постинтернатное сопровождение выпускников, чем занимается одна из служб нашего центра.

– Какой был у Вас самый счастливый день за все время Вашей работы?

– Это дни, когда дети из нашего центра уходят в семью.

Беседовала Динара АРХАРОВА.

Читайте также