…В обществе, где все слышат

У Дарьи Дмитриенко из г. Кокшетау непростая судьба. В первые дни после появления на свет девочка перенесла несколько операций, врачи долго боролись за ее жизнь. Постепенно все наладилось, беспокоило родителей только одно: дочь не говорит. Даше было 2,5 года, когда после нескольких обследований врачи поставили диагноз: сенсорная тугоухость третьей степени…

– Врачи нас пытались успокаивать, говорили, что с таким диагнозом люди живут… А мы и не сомневались: после того, что мы прошли в первые полгода, были уверены, что справимся. Вариант с операцией по восстановлению слуха не рассматривали. Слишком мало гарантий положительного исхода, не хотели отдавать ребенка под нож ради иллюзий…– вспоминает мама Даши Ольга Луцива.

К трем годам родители задумались, как лучше развивать дочь. У обычного ребенка нет ограничений в выборе хобби, он может пробовать разные направления. Сделать выбор ребенку, который не слышит окружающих и не может полноценно коммуницировать с обществом, значительно сложнее.

– Первая проблема – это социум. Пока ребенок маленький, от него шарахаются, не понимая, что с ним не так. Когда ребенок подрастает, он это видит, начинает осознавать и часто уходит в себя, замыкается в узком кругу родственников и одноклассников, – говорит Ольга Богдановна. – Задача родителей – избежать конфликта с окружающим миром и помочь найти свой путь в жизни, интересное дело, которое ребенок сможет освоить.

У особенного ребенка нет времени на поиски себя. Нужно как можно раньше выявить природные склонности и увлечь, помогать и поддерживать, внушать уверенность в собственных силах. Тогда и с окружающими маленькому человеку проще находить контакт.

Так получилось, что Даша с детства любила рисовать. В начальных классах она занималась в изостудии Дома детского творчества, затем поступила в детскую художественную школу, где слабослышащие детки учились в обычных классах. У первого педагога не было опыта работы с особенными детьми, но рисование – это особое искусство, здесь слух не нужен. И Даша училась рисовать без особых проблем. После окончания художественной школы девочка занималась в студии «Гранат». Постепенно стало понятно, что хобби может стать надежной основой будущей профессии.

– Когда Даша училась в специализированной областной школе-интернате № 4, проблем с учебой не возникало. Сложнее было научить неслышащего ребенка общаться. В своей среде ему значительно легче, но ограничивать круг общения с одноклассниками – не выход. Обычным детям общаться со слабослышащим – как говорить на разных языках: сначала интересно, а потом становится сложно. Да и заставить дружить нельзя, это должно идти от сердца, – считает Ольга Богдановна. – Каждый ребенок, и особенный тоже, должен понимать, что он полноценный человек. Родителям нельзя допускать чувство вины, компенсировать особенности развития подарками и вниманием. Часто жалостью буквально убивают детей. Нужно помочь реализовать его способности и помнить: однажды дети вырастут, захотят создать семью, станут независимыми. И к этому тоже надо быть готовыми.

С 9-10 лет Даша начала ходить в магазин недалеко от дома. Сначала с записками, а затем старалась говорить, что ей нужно. Были и слезы: «Мама, меня не понимают…» Ей объясняли: «Говори четко, тогда поймут». Как у всех слабослышащих, у Даши есть акцент, и к нему в бытовом общении надо привыкнуть. Так же постепенно учили самостоятельно ездить в общественном транспорте. «Ты должна быть обычным членом общества», – всегда напоминали девочке.

К 15 годам у Даши уже были победы в крупных творческих конкурсах. Это и повлияло на дальнейший выбор профессии: талантливую девочку заметили и пригласили учиться в колледж культуры на дизайнера.

– Государство поддерживает особенных детей, в этом нет сомнений. Пока они учатся в школе, есть льготы, развивающие кружки, поддержка спонсоров… А когда школа заканчивается, вместе с аттестатом родители получают страх: что делать дальше? – вспоминает Ольга Богдановна. – У нас есть колледжи, где слабослышащие студенты могут получить профессию повара или резчика по дереву. Даша одна из класса, кто пошел учиться в другой колледж наравне с обычными детьми. На первом курсе было очень тяжело, потом привыкла. Помогали и подсказывали педагоги и студенты. Я четко понимала: идти на поводу и переводить ребенка туда, куда идет весь класс – медвежья услуга. Так Даша оказалась в обществе, где все говорят и слышат.

В жизни Дарьи Дмитриенко появился и спорт. За компанию с одноклассницей девушка пришла в спортивный клуб для людей с особыми потребностями «Мерген». Два года она занималась плаванием, участвовала в соревнованиях, получала медали… С сожалением девушка оставила плавание, не захотела тренироваться в ущерб учебе.

Диплом колледжа Даша получила с отличием, специальность – дизайнер интерьера и художник-оформитель – в городе востребованная. Но устроиться на работу не получилось, причиной стал диагноз девушки. «Да, нам нравятся ваши работы, но взять вас мы не можем. Профессия дизайнера подразумевает еще и коммуникации с клиентами», – раз за разом получала Даша отказ.

Тогда вместе с мамой приняли непростое решение – продолжить обучение. Сейчас Даша получает высшее образование в Кокшетауском университете им. Абая Мырзахметова, и снова неслышащая студентка учится в группе с обычными студентами…

Когда в областном русском драмтеатре решили поставить спектакль по произведению И. Тургенева «Муму» с привлечением слабослышащих, Даша получила одну из ролей и снова превозмогла себя – вышла на сцену… Ее небольшая роль второго плана тоже стала судьбоносной: весной в театре вспомнили про талантливую девушку и пригласили художником-оформителем в бутафорский цех. На работу Даша ходит с удовольствием, помогает расписывать кукол для детских спектаклей и готовить реквизит. Постепенно налаживается и личная жизнь: однажды на соревнованиях она встретила борца Пашу из Атырау. Молодые люди обменялись номерами телефонов, не представляя, что случайная встреча обернется долгим дружеским, а затем и романтическим общением…

– Получая отказ за отказом, особенный ребенок отчаивается: стоит ли получать образование, если меня все равно не возьмут на работу? И ставить знак равно между дипломом и профессией тоже не получается. Подружка Даши, Мадина, – кандидат в мастера спорта по плаванию, дипломированный повар, но сейчас работает в супермаркете, расставляет товары на полках… Получать высшее образование отказалась наотрез. Из класса Даши по специальности не работает никто. Но ведь работа – это не только способ зарабатывать на кусок хлеба, но и возможность быть полезным, совершенствоваться в профессии… Этого особенные люди часто лишены, – отмечает мама Даши.

Кроме этого, в жизни слабослышащих людей есть масса других проблем: нехватка сурдологов, маленькие пособия по инвалидности… Но мама Даши верит, что все преодолимо и зависит не только от государства, но и от каждого из нас:

– Однажды на соревнованиях мы видели, как плыл взрослый мужчина без ног. Это тоже пример для всех особенных детей. Если вам попадается человек с ограниченными возможностями – таксист, официант, парикмахер – проявите терпение и уважение. Для него это большой подвиг – выйти из зоны комфорта и не просить у государства деньги, а зарабатывать их своим трудом. Число людей с инвалидностью не уменьшается, и каждому нужна поддержка…

Читайте также