«Если сын остался за тобой, значит, ты сам остался. Если дочь осталась за тобой, значит, память о тебе осталась», – говорят в народе.
Руководитель центра непрерывного образования Ualikhanov University, президент ОО «Федерация волейбола города Кокшетау», психолог, энтузиаст, доктор PhD по педагогике Асель Калымова который год проводит в поселке Коныспай Зерендинского района шахматный турнир памяти отца, ветерана педагогического труда Кайрата Бекенова.
Пять лет назад дочь открыла в школе, которой отец руководил, шахматный кабинет имени Кайрата Бекенова, чтобы активнее развивать среди сельских детей интеллектуальный вид спорта, а следовательно, логику, аналитическое мышление, приучающие детей к дисциплине и сосредоточенности. В помещении школы, выделенном для занятий шахматами, семья сделала за свой счет полный ремонт: окна заменили на пластиковые, застелили заново пол, обновили стены и потолок, причем каждый год порядок поддерживается.
Четверть века директорствовал Кайрат Калымович в ряде сельских школ: Коныспайской, ныне Абайской, Кзылсайской и Гранитной. Супруга Бактикамал Сахариева, учитель химии, верная спутница жизни, первая помощница мужа во всем, ровно полвека отдала ниве просвещения.
Помнится примечательный случай: когда настала пора восстанавливать сельскую библиотеку, чей фонд за годы разрухи сильно пострадал и был практически ликвидирован в 90-е годы, Кайрат Калымович с женой самолично собирали заветные тома, заезжая в дома сельчан и выбирая востребованные во все времена тома классики. Буквально с миру по нитке, но книжный фонд был приведен в должный порядок: «От книг не слепнут, от книг прозревают». А свою домашнюю библиотеку семья и вовсе полностью пожертвовала для приобщения жителей к чтению. Любимыми произведениями отца оставались «Слова назидания» Абая. Он часто в шутку попрекал земляков: «Какой же ты казах, коли не читал «Абай жолы» Мухтара Ауэзова».
Асель Калымова так говорит об отце: «Он всегда придерживался здорового образа жизни, кандидат в мастера спорта по боксу, прекрасно играл в шахматы, увлекался многими видами физической культуры, – вспоминает его любимая дочь Асель. – Преподавание математики было для него серьезной работой, требующей не только знаний и навыков, но и определенной конституции психики. В школе папа оставлял много физических и душевных сил, в нем гармонично сочетались страстная одержимость школьной стихией и стремление вырваться за строгие стандарты и штампы, расширить пределы дозволенного рамками привычной педагогики.
«Ең қиын кезенде мұғалім болып қалу, әр адамның қолына келмейді», – истинность этих слов подтверждает практика. В полном смысле слова отец был необычным человеком для своего времени. Кайрат Калымович взрастил поколения людей мыслящих, независимых, свободолюбивых, ибо сам не терпел фальши ни в чем, его правдивая натура, природная честность и обостренное чувство справедливости не могли принять двойной стандарт.
Отец ушел из жизни в возрасте пророка Мухаммеда, ушел молодым. И это кажется невероятным даже в его 63 года. Потому что смерть несовместима с ним, с его жизнеутверждающим образом, с его яркой жизненной энергией и ищущим, страстным характером. Отец с юности и всю педагогическую жизнь прямолинейно добивался, чтобы школы, им руководимые, достигали лучших показателей не только по качеству обучения, но и в нравственном, гражданском воспитании учащихся.
И в семье нашей он был тем самым консолидирующим ядром, цементирующим фундамент родного очага. Многие поступки и действия отца красноречиво свидетельствовали о принципах человека бескомпромиссного и честного. Он старался поддерживать ребят из многодетных малообеспеченных семей, безошибочно угадывая в своих учениках истинный талант, многие из его выпускников ныне добились своим трудом профессионального и человеческого признания.
Память не умирает, если ее хранят. Каждый из нас вправе утверждать: мой учитель – лучший в мире. И нет надобности это опровергать, ибо с теплом в глазах и светом в душе наставник учил нас оставаться людьми и сопротивляться обстоятельствам. Считаю себя счастливой дочерью, ибо отец действительно остается для меня и Учителем, и другом, и советчиком, несмотря на то, что его нет с нами больше десяти лет. «Сквозь все расстоянья и сроки какие-то скрытые токи вдруг снова напомнят – ты здесь, на земле, и повсюду я слышу твой голос и смех: во мне твои боли болят, во мне твои копятся силы…»
Дорожить памятью об отце для меня значит – следовать отцовскому аманату: чтобы поверить в добро, надо начать его делать».
Записала Алия АХЕТОВА.