Выступление начальника 3-го управления прокуратуры Акмолинской области Мурата Рыскельдина на прошедшем недавно семинаре-совещании по вопросам подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов РК, назначенных на 19 марта, было посвящено мерам ответственности за нарушение выборного законодательства.
Порядок и условия проведения электоральных кампаний детально урегулированы Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан», – подчеркивал Мурат Маратович.
В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрено 26 статей за правонарушения, посягающие на избирательные права. 9 из них – за нарушения порядка и условий предвыборной агитации.
В их числе – ответственность за проведение предвыборной агитации в период ее запрещения. В нынешнюю избирательную кампанию: до 18.00 18 февраля, а также в день голосования и предшествующий ему день.
К ответственности будут привлечены и лица, воспрепятствовавшие кандидатам, их доверенным лицам либо политическим партиям в процессе реализации ими права вести предвыборную агитацию.
Статьей 112 Кодекса об адмправонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение условий проведения предвыборной агитации через СМИ и онлайн-платформы. К таковым относятся: необъективное освещение СМИ выборной кампании – искажение целей, задач и результатов предвыборных мероприятий, а также событий и фактов, связанных с ними; публикация СМИ и пользователями онлайн-платформ агитматериалов, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии, а также отказ в предоставлении возможности бесплатного опубликования опровержения.
Недопустимо также прерывать и комментировать выступления кандидатов в СМИ сразу после их завершения. Наказуем и отказ СМИ в выделении эфирного времени, печатной площади одному из кандидатов, в случае, если другим было дано согласие и другие.
Особое внимание Мурат Маратович обратил на поправки, внесенные в КоАП 5 ноября 2022 года. В соответствии с ними, помимо СМИ, ответственность будут нести пользователи онлайн-платформ в том случае, если опубликуют агитматериалы, заведомо порочащие честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии.
В числе иных административных правонарушений, возможных в период агитации: изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, не содержащих обязательных реквизитов, умышленное уничтожение или повреждение агитационных материалов.
За нарушение условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами, административному наказанию могут быть подвергнуты как СМИ, нарушившие порядок публикации результатов опроса, так и лица, незаконно проводившие их.
Статьей 122-ой предусмотрена адмответственность за предвыборную агитацию и распространение агитматериалов людьми, которым законом прямо запрещено это делать: должностными лицами госорганов, военнослужащими, работниками органов национальной безопасности, правоохранительных органов, судьями, членами избирательных комиссий и религиозных объединений.
По этой же статье могут быть административно наказаны лица, виновные в подкупе избирателей, а также журналисты, зарегистрированные кандидатами, если они будут участвовать в освещении выборов через СМИ.
За размещение агитационных материалов на памятниках и других объектах, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования, ответственность установлена статьей 124 КоАП.
Административное наказание могут понести кандидаты в депутаты, допустившие нецелевое расходование средств, выделенных из республиканского бюджета на проведение агитации.
Вид взыскания, предусмотренный по всем перечисленным статьям Кодекса об административных правонарушениях, – штраф от 10 до 50 месячных расчетных показателей.
Следует отметить, что правонарушения, за совершение которых предусмотрена ответственность кандидатов, политических партий и их доверенных лиц по статьям 102, 112 и 122 КоАП, кроме наложения административных штрафов, влекут также отмену решения об их регистрации.
Возбуждение дел по этим и другим административным правонарушениям, посягающим на избирательные права, относится к исключительной компетенции прокурора. Дела рассматривает суд.
При этом граждане в случае нарушения их избирательного права могут самостоятельно обращаться непосредственно в суд.
В ходе нынешней кампании зарегистрирован ряд нарушений, выразившихся в распространении агитационных материалов, не содержащих обязательных реквизитов. Одно из них – в г. Степногорске.
Мурат Рыскельдин предостерег от повторения ситуации, сложившейся на выборах акима с. Коянды Целиноградского района, где были допущены грубые нарушения выборного законодательства. Протоколы о результатах голосования судом признаны недействительными.
Законы надо соблюдать всегда. В нынешнюю электоральную кампанию, обладающую особой значимостью, следует сверять каждый шаг с действующим выборным законодательством.
Светлана ЗОРИНА.