Понять, простить и примириться

Все мы помним наши «школьные годы чудесные». Они и впрямь такими были.

Но при этом: кто из нас не рыдал из-за обидного слова, из-за того, что «со мной дружить не хотят», «надо мною смеются». А кто-то и много лет спустя заливается краской стыда, вспомнив, что сам эти обидные слова произносил, в бойкоте коллективном участвовал…

Но, наверное, лет эдак «…дцать» назад это было как-то безобиднее, часто само собой «рассасывалось». Иногда для обидчика было достаточно веского учительского слова, для жертвы – маминого: «Подумай, не дала ли повода…», бабушкиного: «Умный такого не скажет, а на глупого внимания не обращай». Не знали мы слова «травля», а уж «буллинг» – тем более.

Сейчас редкая беседа о взаимоотношениях между школьниками обходится без фразы «Да это же буллинг!» Более того, проблема травли приобрела такой масштаб, что, начиная с 2019 года, в первый четверг ноября по инициативе ЮНЕСКО в мире отмечают Международный день против насилия и буллинга в школе и интернете. Цель: привлечь всеобщее внимание к проблеме и остановить распространение издевательств.

Проблема – общемировая. В каждой стране, конечно, проявляется по-разному. Масштабные исследования по проблеме буллинга, проведенные в 2020-2021 несколькими казахстанскими общественными фондами, были сфокусированы на его отличительных чертах в Казахстане. Полученные данные свидетельствуют, что в основном в нашей стране, особенно в сельских регионах, травле сверстников подвергаются новички в классе и те, кто выделяется среди других интеллектом, особой внешностью, неудовлетворительным социальным положением родителей. Буллинг затрагивает детей из неполных семей, с врожденными физическими, умственными дефицитарными состояниями и дефектами. Поводом для травли могут стать и религиозные убеждения семьи ребенка.

И еще: «В казахстанском обществе с рождения детям прививаются уважение и беспрекословное подчинение старшим по возрасту. Вследствие этого они становятся психологически зависимыми от мнения окружающих». Признаюсь, что о такой взаимосвязи между традиционным воспитанием и подверженностью буллингу раньше не задумывалась. Но не согласиться с этим нельзя.

Исследователи пришли к выводу, что в Казахстане больше распространен вербальный буллинг – оскорбления, угрозы, неуважительные комментарии. Особое место занимает кибербуллинг – ему подвергаются больше половины детей от 12 до 15 лет. По гендерному признаку буллинг не делится – и девочки, и мальчики подвергаются ему в равной степени.

О том, насколько эта проблема актуальна для нашей области, мы беседуем со специалистами отдела опеки, попечи-тельства и воспитательной работы областного управления образования Айнаш Галимовой, Мариной Ли, Жадырой Дидалдабаевой.

Коллектив у них слаженный, точка зрения единая. Так что получился в нашем групповом интервью единый респондент.

Что характерно для буллинга

Ответ на первый вопрос – чем буллинг отличается от обычного детского, подросткового конфликта? – для читателей, от проблемы далеких.

Неосведомленность в данном случае скорее хорошо, чем плохо. Значит, травля их детей и внуков не коснулась. И ответ на вопрос очень близок к определению, данному в Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка, образования, информации и информатизации», и утвержденным приказом министра просвещения РК от 21 декабря 2022 года № 506 «Правилам профилактики травли (буллинга) ребенка».

Привожу названия документов полностью, чтобы еще раз подчеркнуть значимость проблемы. Тот факт, что меры борьбы с буллингом закреплены на законодательном уровне, свидетельствует и об остроте проблемы, и о том, что ни сегодня, ни завтра ее не искоренить. Как не удалось это сделать нигде и никому. Но минимизировать можно и нужно.

«Травля (буллинг) ребенка ‒ систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо дей-ствия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и (или) сетей телекоммуникаций (кибербуллинг)».

Ключевые слова: «систематически» и «публично». И вот здесь становится очевидным отличие травли лет 20-30 тому назад и сегодня – во времена интернета. Тогда число участников, свидетелей было ограниченным. Можно было применить меры к каждому из них: наказать, убедить, уговорить. Сегодня, когда унижающее видео попало в соцсети, «постится, перепостится», обрастая оскорбительными комментариями, дойти до каждого, в принципе, невозможно.

Как долго должен длиться конфликт, чтобы его можно было квалифицировать как буллинг? «Многое зависит от ребенка, подвергаемого травле. Критическая точка – изменение его поведения. Если ребенок эмоционально устойчив, может выдержать долго. Если нет – может за день сломаться», – отвечают специалисты облуправления.

Очень важно формировать в ребенке стрессоустойчивость, умение противостоять давлению. По мнению специалистов, такими качествами часто обладают дети отнюдь не из благополучных семей. И не только потому, что «они уже такого насмотрелись». У них (особенно старших детей в семье) велико чувство ответственности за младших братьев и сестер, а часто и за родителей. Так что обидные, оскорбительные слова сверстников – далеко не главная проблема в их жизни. А если на буллинг не реагировать, то он и рассыплется. Но сил для этого хватает далеко не у каждой его жертвы.

Кто и почему становится агрессором?

Суть ответа: «Не от счастливой жизни». Если даже внешне все выглядит пристойно и семья по обычным параметрам благополучная.

Марина Ли рассказала о сыне двух докторов, работающих в одном из районных центров нашей области: «Кто только с ним ни говорил, как только ни пытались воздействовать… Харизматичный парень мог повести за собой любой коллектив куда угодно и на что угодно. Шла речь об отправке в спецшколу». Родители признавали, что не могут уделять ему много внимания, не обладают влиянием.

Сам инициатор буллинга часто не осознает, что где-то глубоко внутри страдает. Он становится агрессором для других, если дома нет поддержки, права голоса и выбора. В таких случаях он ищет кого-то слабого, чтобы выместить на нем свою злость. Если это будет не другой ребенок, то могут стать кошка или собака, которых можно пнуть и поиздеваться. Но часто агрессор не рискует это делать в одиночку: ему всегда нужно, чтобы за ним был кто-то еще. Поэтому часто такие дети собираются стайками и ищут того, кто слабее, чтобы вместе начать его травить. Самоутвердиться за счет унижения другого.

Бесспорно, в помощи нуждается не только жертва буллинга, но и агрессор. Работать с обеими сторонами конфликта – непременное условие для его разрешения.

Вывод о том, что часто и агрессором, и жертвой становятся дети, которым не достает родительского внимания, подтверждается и статистическими данными. Взаимосвязь с плотностью населения, высоким уровнем внутренней миграции, количеством детей в классах – прямая. Объяснение – на поверхности: нарушена традиционная система социального контроля и поддержки. Родители работают много (закрепиться на новом месте всегда сложно), немало времени уходит на дорогу… Бабушки-дедушки далеко, соседи друг друга в лицо запомнить не успевают. В классе больше 30 человек.

Что делать…

Глубинные причины агрессии в обществе в одночасье не искоренить. Тем более, что и в странах, по нашим меркам вполне благополучных, таких фактов немало.

Нужно работать индивидуально, в каждом конкретном случае. Но алгоритм действий, по словам специалистов отдела опеки, попечительства и воспитательный работы, един и эффективен.

За три последних года в области не было случаев, когда травля достигла бы масштабов, потребовавших вмешательства ювенальной полиции, специалистов областного управления образования.

Конечно, факты буллинга были и есть. Но с ними научились справляться на ранней стадии, не допускать, чтобы травля привела к тяжелым, а иногда случается, и к непоправимым последствиям.

Прежде всего, отреагировать на то, что поведение ребенка изменилось, он стал замкнутым, не хочет идти в школу, должны, конечно, родители. Психологи советуют попытаться просто поговорить. Выслушать и безоговорочно встать на его сторону. Не нужно просить ребенка терпеть издевательства или учиться как-то по-иному относиться к обидчику. Это не работает.

– Надо работать над собой, изменить что-то в своем поведении, – это все потом. Когда ребенок выйдет из стрессовой ситуации. Есть смысл прийти в класс и поговорить с учителем, так как он первый, кто сможет остановить травлю. Обычно хватает одной беседы, чтобы прекратить буллинг. При этом нельзя допускать «советский» вариант развития событий, когда учитель ставит перед всем классом агрессора и его жертву и устраивает якобы открытый диалог. Такие методы уже не работают.

Если беседа не дала результатов, то родителям нужно идти в администрацию школы, у которой есть свои рычаги – социальный педагог и пункт полиции. Если и это не сработало, есть смысл обратиться в социальную службу или в ювенальную полицию, чтобы написать заявление.

В случае с кибербуллингом, с агрессором не побеседуешь. Остается действовать, как прописано в законе: «Гражданин либо законный представитель ребенка в случае выявления в отношении ребенка фактов кибербуллинга вправе в письменном виде или в форме электронного документа обращаться в уполномоченный орган с заявлением о совершаемых фактах кибербуллинга в отношении ребенка с указанием наименования интернет-ресурса, в котором происходят противо-правные действия».

Меру ответственности школы определить сложно. В том случае, если школьные работники знали, но мер не приняли, не сообщили, законом предусмотрена административная ответственность, если последствия травли тяжелые, – уголовная.

А в случае «не знали, не догадывались» меру ответственности определить сложно. Как только в какой-то школе произойдет ЧП, начинают говорить о нехватке специалистов-психологов, их большой загруженности. Возможно.

Наши собеседники Айнаш Галимова, Марина Ли, Жадыра Дидалдабаева приводят множество примеров, как диагностические тесты помогли выявить потенциальных жертв буллинга, склонных к агрессии учащихся.

И обращают внимание на то, что очень много говорим и пишем о травле. И очень мало о том, как жить в мире с собой и другими, как решать свои проблемы не за счет других, как важно понять, простить и примириться…

Читайте также