Правовой курс реформ

Происходящие в стране процессы остро подняли вопрос о необходимости продолжения курса комплексных правовых реформ.

Избирательное право – это фундамент современного правового государства. Международная практика свидетельствует о существующих проблемах в этой отрасли, которые требуют решения и дальнейшего постоянного совершенствования.

В Республике Казахстан 28 сентября 1995 года был принят Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан». В нем в статье 2 говорится о свободе выборов: «Выборы в Республике основываются на свободном осуществлении гражданином республики своего права избирать и быть избранным». Теория избирательного права подразумевает под свободой выборов право каждого гражданина самостоятельно решать вопрос об участии в избирательной кампании, голосовать в соответствии со своими убеждениями, без какого-либо принуждения.

Говоря о выборах, мы говорим об осуществлении прямого народовластия в государстве. Институт выборов имеет большое значение, так как является составной частью демократического государства, посредством которого народ осуществляет волеизъявление. Таким образом, избирательное право затрагивает всех граждан государства, позволяя им реализовать принцип открытости выборов.

Важное значение в обеспечении действия избирательного режима имеют принципы избирательного права, в которых закреплены характеристики правового режима: положение субъекта, средства обеспечения и защиты прав, юридические презумпции и т.д. Анализ принципов избирательного права позволяет сформировать суждения о его демократичности. Принципы избирательного права представляют собой основу отрасли права, рамки механизма правового регулирования. Соблюдение принципов избирательного права приводит к легитимизации выборов. Они играют роль каркаса выборов.

В статье 4 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» говорится о всеобщем избирательном праве как о «…праве граждан республики участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств». Именно эти прин-ципы устанавливают границы законотворчества, очерчивая пределы дозволенного законодателю.

Таким образом можно отметить, что избирательное право – это подотрасль конституционного права, характеризующаяся совокупностью правовых норм, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и проведения выборов всех уровней власти и местного самоуправления.

Внесенные изменения в избирательное законодательство должны позволить сформировать в Мажилисе разнообразие взглядов. В соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» избираются по территории единого общенационального избирательного округа 69 депутатов Мажилиса, по одномандатным округам – 29 депутатов.

Таким образом, депутаты Мажилиса Парламента избираются по смешанной избирательной системе. Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, что позволяет путем объединения избежать, по возможности, недостатков этих систем. Смешанные избирательные системы обладают различными вариациями и отличаются уровнем демократизма.

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что в интересах совершенствования механизма выборов необходимо вести речь о дальнейшем совершенствовании избирательного законодательства.

Ербол БАЙЖАНОВ,
старший преподаватель кафедры юриспруденции КУ им.
А. Мырзахметова, магистр юридических наук.

Читайте также