Декабрь. Месяц свободы

Этот зимний, исполненный вольных ветров месяц всегда располагает к холодным рассуждениям. За Днем Независимости Казахстана всегда будет стоять тень Желтоксана. И колокол того стылого морозного алма-атинского декабря до сих пор бьет по каждому из нас. Сегодня как никогда мы верны тому истинному пониманию свободы и справедливости, с которым вышла в тревожные дни декабря 1986-го года казахская молодежь, впервые бросившая вызов казарменной системе страха. Наступило время, когда общество открыто признает: парни и девчата, противостоявшие тоталитарному строю  громадной союзной державы, и есть — спасители истинной демократии, национального Духа. Спасители Независимости.

Разве не им мы обязаны тем, что можем сегодня свободно выражать свое мнение и отстаивать гражданские права?  Не ошибусь, если замечу, что на всей постсоветской территории предтеча развала Союза ассоциируется  с событиями декабря 1986-го. История никого ничему не учит. Она лишь жестоко мстит за невыученные уроки, аксиома от классика.

«Я прикасаюсь ладонью к истории, я прохожу по гражданской войне…» Тревожный месяц декабрь. В огромном городе моем — ночь. Горы белеют вечными снегами.

Над площадью имени покойного генсека Брежнева, славившегося любовью к Казахстану, трассируют прожектора. Вдоль улицы неслышно двигаются тени. Еле улавливаю сгорбленные темные силуэты девушек и парней, в руках у них — штакетники, арматура, булыжники, все весомое, что попалось по пути. Они напролом бегут туда, на на главную площадь республики, освещенную заревом огней, оцепленную войсками. Быть там, где мой народ, к несчастью, был. Их не останавливает даже множество милицейских кордонов, перегородивших все выходы и входы, — с самой площади оцепление уже никого не выпускало.

Это мое ощущение событий 1986-го.

И спустя 34 года помню, как в общежитии Казахского Института физкультуры, куда меня, тогда комсомолку, молодую преподавательницу,  ректорат отправил дежурить, на всех этажах спешно заколачивали фанерой окна в бытовках и туалетах. Чтобы студенты не могли выпрыгивать из окон в снег.

Но народную память не затоптать. Не вытравить. Нельзя предавать забвению те дни декабря…

Желтоксан — это воздух свободы. Что вело парней и девушек в горькие тревожные дни декабря на протестную демонстрацию на площадь в Алма-Ате? Желание жить в свободной стране. Осознание своего права вершить свою судьбу и историю.

Что знает сегодняшняя молодежь о тех своих ровесниках, кто в промозглые декабрьские  дни  1986-го года вышел на площадь, на кого обрушивались саперные лопатки и дубинки, кого обливали на морозе из пожарных брандспойтов?.. Кто покажет им уже забытый художественный  «Аллажар», документальную и предельно правдивую «Хронику необъявленной демонстрации»? Кто напомнит о небывало смелом в те  несвободные времена выступлении на союзном уровне  казахского трибуна Мухтара Шаханова в Москве в 1989-м, когда поэт открыто решился расследовать  истинные причины Желтоксана? Из народных  избранников, делегированных на съезд со всех уголков нерушимого тогда Союза, депутата из Казахстана поддержал лишь великий академик и правозащитникАндрей Дмитриевич Сахаров.

В организованной в срочном порядке в Алма-Ате комиссии по расследованию декабрьских событий, состоявшей сплошь из местных народных депутатов, председателем избран Кадыр Мырзалиев. В московскую вошли, вернее, дали согласие войти известнейшие личности, знаменитые персоны:  Расул Гамзатов, Евгений Евтушенко, Борис Ельцин. Но «дали ход» лишь республиканской комиссии. И пройдет время, с казахов снимут обвинение в «казахском национализме»…

Вот о чем надо прежде всего вспоминать в месяц свободы. Не дарованной свыше, а в том числе устланной телами молодых. Не вернуть невинно убиенных в горькие дни алма-атинского декабря 1986-го.

Отнюдь нередкие в Великой Степи всплески национального Духа,если припомнить один только советский период, жестко подавлялись. Восстания против голощекинской коллективизации, выступления в Темиртау, события в Целинограде против создания немецкой автономии… «А сколько их упало в эту бездну». Именно казахская молодежь не раз заявляла на весь мир о праве народа вершить свою судьбу и историю…

Будем же достойны этого праздника, Дня Независимости, будем достойны и памяти тех, кто ее приближал.

Прошло 34 года с тех событий, трагических и гордых. До сих пор при упоминании событий Желтоксана сердце ноет, да сжимаются кулаки.  Спешно изолированные в средствах связи с миром жители столицы в те дни не могли знать про кровавый котел расправы над молодежью. Транспорт не работал, школы превратили в казармы. На самой площади на обмороженную толпу натравливали овчарок, обливали на морозе из брандспойтов пожарных машин, теснили бронетранспортерами. До сих пор в памяти дымятся факелы горящих авто, предстают пред взором страшные картины: ведут под руки израненных парней, волокут по ледяному, залитому кровью асфальту девушек.

В те жестокие дни пришло понимание национального единства и пробуждение народного сознания. Казахскую молодежь защищали от побоев спецназовцев рядовые и офицеры в милицейских погонах, отпускали восвояси задержанных, помогали легко раненным бежать из больниц, не попасть в «черные списки». Пресса тех дней усиленно насаждала миф о произволе бесчинствующей молодежи, якобы хулиганствующих антисоциальных элементах и наркоманах. В домашнем архиве храню сообщения ТАСС, лицемерные свидетельства попыток опорочить  историю. Правда, как и память, дается нам в наказание. А чтобы оставаться людьми, надо помнить…

Алия Ахетова,
публицист, Почетный работник образования Республики Казахстан.

Читайте также