ГКП на ПХВ «Кокшетау Жылу» является основным источником теплоснабжения города и единственной в республике районной котельной, которая отапливает весь город Кокшетау, поселки Красный Яр и Кокшетау-2, не имея генерирующих мощностей и комбинированной выработки энергии.
Изношенность котельного оборудования и тепловых сетей составляет более 50%. Это приводит к частым плановым остановам и дополнительным затратам на ремонт и оснащение, а также напрямую влияет на недовыработку тепловой энергии: с 2017 по 2021 годы — в среднем от 8,5% до 17%.
Затраты предприятия ежегодно растут за счет инфляции и роста цен на основные энергоресурсы и прочие производственные потребности. Так, с 2017 по 2021 гг. затраты на выработку тепловой энергии увеличивались ежегодно в среднем от 17% до 28%, а рост среднеотпускного тарифа на пятилетний план составляет не более 4%.
За неисполнение тарифных смет 2017-2019гг. были утверждены компенсирующие тарифы (среднеотпускные): в 2018г. — 2 721,24 тенге за 1 Гкал, в 2019 г.- 3 066,68 тг за 1 Гкал, в 2020 году — 3 167,99 тг за 1 Гкал.
По компенсирующим тарифам, за период с декабря 2018 по май 2021 года предприятие компенсировало (недоначислило) более 2 млрд тенге.
Доходы предприятия из-за ввода в действие компенсирующих тарифов уменьшались ежегодно: в 2017 г. на 34%; в 2018 г. на 33%; в 2019 г. на 58%; в 2020г. — на 54%.
По истечении срока действия тарифов 2015-2020 гг., в сентябре 2020 года предприятие подало в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий по Акмолинской области заявку на рассмотрение тарифов с учетом роста инфляции, роста цен на сырье и материалы.
В проекте тарифной сметы 2021-2025 гг. Департаментом за весь период реализации тариф был снижен с 7 671,88 тг до 4652,79 тг за 1 Гкал, или на 64%. Занижены объемы мазута с 12 028 тонн до 4 144 тонн, снижение произвели на 190%, при этом оставив плановую выработку. Принят коэффициент инфляции 4% вместо 8%, тогда как в июле 2022 года Бюро национальной статистики Республики Казахстан официально объявило об инфляции на уровне 15%.
Во внимание не приняты расчеты производственных показателей на будущие годы по многим позициям, не учтены цены, которые могут повышаться по несколько раз в год. Как результат — искусственно заниженные тарифы приводят к снижению доходной части, неисполнению тарифной сметы, применению временных компенсирующих тарифов, росту кредиторской задолженности.
С 2021 по 2022 год по сравнению с утвержденной тарифной сметой затраты увеличились .
Уголь — с ежемесячным повышением на 5% с сентября по декабрь 2022 г., стоимость электроэнергии повысилась на 17,5%, стоимость металла, который закупается для ремонта теплоисточников и оборудования в период подготовки к отопительному сезону, выросла с 500 до 900 тыс. тенге за тонну.
Из-за низкого тарифа и введения компенсирующих тарифов на 2021-2025 годы доходы от реализации тепловой энергии за 2021 год составили 3,1 млрд тг, затраты на выработку составили 7,1 млрд. По окончании отопительного сезона 2021-2022 гг. кредиторская задолженность составляла 4 млрд тенге. Все это негативно сказывается на деятельности и финансово-экономическом состоянии предприятия.
С учетом дефицита доходов из-за низких тарифов, для обеспечения жизнедеятельности предприятия из бюджета области и города производится субсидирование части затрат тарифной сметы. Без этой поддержки при действующих тарифах предприятие не сможет функционировать.
В сентябре 2022 года произошло повышение стоимости угля на 30%, повысилась стоимость его транспортировки, стоимость электроэнергии выросла на 17,5%. Все это увеличивает годовые затраты по тарифной смете. В соответствии с приказом Министра национальной экономики РК «Об утверждении Правил формирования тарифов», в связи с повышением стоимости стратегических товаров была подана заявка в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий по Акмолинской области на утверждение тарифа в качестве чрезвычайно-регулирующей меры.
Приказом № 125 от 20 сентября 2022 года был утвержден среднеотпускной тариф в 4 760 тенге/Гкал с вводом в действие с 1 октября 2022 года. Повышение в сравнении с предыдущим тарифом составило 15,2 %. Для населения тариф повысился на 20 %, для юридических лиц — на 15,28 %, бюджетных организаций — на 12,6 %.
По прогнозам, начисление по новому тарифу с ростом 20% для населения с приборами учета тепловой энергии составит следующие суммы. Если потребитель платил за 1-ком. квартиру 1 716 тенге, то по новому тарифу он заплатит 2 059 тенге, т.е., выше на 343 тенге; если за 2-ком. квартиру платил 3 910 тенге, то будет платить 4 692 тенге — разница 782 тенге. За 3-ком. квартиру начисление было 4 117 тенге, а станет 4 941 тенге, что выше на 823 тенге.
Начисление по норме за 1м² (без приборов учета): за 1-ком. квартиру площадью 38,2 кв. м потребитель платил 3 539 тенге, а будет платить 4 247 тенге — выше на 707 тенге. За 2-ком. квартиру площадью 50,8 кв. м платил 4706 тенге, теперь начисление составит 5 647 тенге, что на 941 тенге выше. За 3-ком. квартиру площадью 65,1 кв.м платили 6 031 тенге, с новым тарифом начисление составит 7 237 тенге — разница составит 1200 тенге.
Если сравнивать города с одинаковыми климатическими условиями, то нас подходит г. Петропавловск, где тарифы для населения выше, чем в Кокшетау: тариф с приборами учета составляет 3034,36 тенге/Гкал, это выше на 78%, тариф без ПУ – 3780,93 тенге/Гкал, выше на 9,5% чем в г. Кокшетау.
Надо учитывать, что г. Петропавловск обслуживает ТЭЦ, имеющая свои генерирующие мощности, которая не несет дополнительных затрат на покупку электроэнергии, а «Кокшетау Жылу» только за 2021 год с учетом повышения тарифа закупило электроэнергии на сумму 1,7 млрд. Тенге. В текущем году с учетом повышения тарифа затраты составят более 2 млрд тенге. Электроэнергия не является стратегическим товаром, соответственно, любое повышение тарифа для нас без повышения тарифа на тепловую энергию становится нагрузкой на бюджет предприятия.
Для того, чтобы качественно предоставлять услугу, необходимо закупать уголь, мазут, электрическую энергию, сырье и материалы для проведения ремонта основного и вспомогательного оборудования, выплачивать заработную плату — все эти затраты включены в тариф.
В соответствии с объявленным Президентом РК 5 января 2022 года мораторием на повышение коммунальных тарифов для населения сроком на 180 дней, плановое повышение тарифов было произведено 06.01.2022 г., увеличение тарифов составило: для юридических лиц — на 13,6%, бюджетных организаций — на 6,3%, а тариф для населения остался на прежнем уровне. Разница недополученного дохода по тарифу для населения была перераспределена на тариф для бюджетных организаций.
В Послании Президента РК Касым-Жомарта Токаева от 1 сентября 2022 года поставлена задача поэтапно отказаться от перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги, при котором цены для одних потребителей сдерживаются посредством повышенной стоимости услуг для других потребителей.
С учетом этого поручения, будет производиться поэтапное повышение тарифов, в данный момент повышение тарифов произведено в качестве чрезвычайной регулирующей меры.
По информации ГКП на ПХВ «Кокшетау Жылу».