Когда вопросов больше, чем ответов

Признаюсь, что на организованном РСК брифинге «О ходе реализации Закона РК «Об ответственном обращении с животными» очень сочувствовала спикеру: заместителю областного управления ветеринарии Балтабаю Ибрагиму.

Тем, кто о проблеме знает, заведомо ясно, что на многие вопросы ответов не получить. По одной причине: пока их просто нет. Или есть, но один: «Нужны большие финансовые средства». Справедливости ради, надо сказать, что звучит такой ответ в каждом регионе страны.

По международным стандартам

«По словам руководителя управления ветеринарии Жетысуской области Нурлана Жамаубаева, необходимо порядка 1 миллиарда 300 миллионов тенге, чтобы в Талдыкоргане и райцентрах построить приюты для животных». Это в качестве подтверждения того, что проблемы, обострившиеся после вступления в силу закона, реализации которого посвящен брифинг, присущи не только нашему региону. А в новой южной области и населения меньше, чем у нас, и административных единиц всего восемь.

Откуда такая сумма? Даже неспециалистам после ознакомления с правилами, изложенными в Приложении к приказу Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 23 мая 2022 года № 175, становится очевидно, что приют – дело недешевое.

Давайте ознакомимся с малой их частью. «Уличный приют для животных представляет собой крытое сооружение, имеющее 3 (три) глухие стены, 1 (одну) открытую стену из металлической решетки (сетки), крышу, пол. Пол вольера обеспечивается бетонным, асфальтовым или деревянным покрытием. Бетонный или асфальтовый пол поверх покрывается деревянным настилом. При рядном размещении вольеров изготавливаются перегородки между вольерами из металлической решетки (сетки), при этом каждый ряд вольеров огораживается глухими стенами с трех сторон. Высота стен (перегородок) вольера не менее 2 (двух) метров».

Обратите внимание, что здесь речь идет об уличном приюте, для наших северных зим явно непригодном. В приюте любого типа должно быть соблюдено и «обеспечение пространства и обстановки, удовлетворяющих потребности животных в физической активности, необходимой для поддержания благополучия их конкретных видов».

И еще: «Водоснабжение осуществляется из централизованной сети хозяйственно-питьевого водопользования или артезианских скважин». «Все канализационные устройства располагаются вне доступа животных».

То есть электроснабжение, канализационные системы должны быть в наличии. А сколько стоит обустройство скважины, которой можно воспользоваться в том случае, если водопровод не подведен, мы знаем…

Бюджет какой области выдержит такие затраты в наше очень непростое во всех отношениях время? Ни одного приюта на сегодняшний день нет и в нашем регионе. И не вовсе не потому, что кто-то этого не хочет: бюджет действительно не «резиновый».

– Все понимаем, мы писали, говорили, что рано такой закон принимать, но он вступил в силу, значит надо выполнять, – таков итоговый ответ Ибрагима Капаровича на вопросы журналистов.

На что и на сколько денег хватит

На оставшиеся три месяца этого года из областного бюджета выделено 15 млн тенге. Распределены они по четырем программам следующим образом: «Организация отлова и уничтожения бродячих собак и кошек» – 3 108,5 тыс. тенге; «Временное содержание безнадзорных и бродячих животных» – 7 010 тыс. тенге;«Идентификация безнадзорных и бродячих животных» – 649,0 тыс. тенге; «Вакцинация и стерилизация бродячих животных» – 4 229,0 тыс. тенге.

На отдельные виды работ расценки таковы: отлов одного животного – 3 100 тенге, стерилизация собаки – 9500, кошки – 7 300. Кастрация дешевле: собаки – 4700 тенге, кошки – 4500. Идентификация: 1100 и 1000 тенге соответственно. На питание одной собаки в сутки выделяется 1050 тенге, кошки – 600.

Причем через несколько дней после стерилизации, идентификации, вакцинации, в том случае, если животное чувствует себя хорошо и не проявляет агрессии, его нужно отвезти на то же место, откуда в приют и забрали. На вопрос «А что дальше с ним (и с людьми живущими рядом) будет?» ответа в принципе нет.

Конкурс на сайте госзакупок на проведение этих работ объявлен. Наличие обустроенного приюта – один из пунктов, включенных в техспецификацию. На стадии проведения конкурса проверить, есть ли он, и его состояние – нельзя. Это возможно лишь после того, как победитель конкурса начнет работать. Но опять же – мораторий на проверки МСБ. Только по обращениям, жалобам граждан. Они, вероятнее всего, будут. Соседство явно беспокойное. Даже в том случае, если будет соблюдено правило, согласно которому санитарно-защитная зона вокруг приюта, где содержится до 50 собак – 100 м от жилых помещений, больше 50 собак – 300, будет соблюдено. Особенно, если дом, дача – с подветренной стороны.

Если конкурс не состоится, то методом «из одного источника» этим обяжут заняться ветеринарные службы городов и районов. А деньги на приюты, по словам, спикера, «могут быть выделены министерством финансов». А могут и не выделить, переложив все на местные бюджеты.

Конкурс объявили 10 октября. По закону на его проведение отведено 20 дней. Мы непременно сообщим о его результатах. И далее будем следить за ходом реализации Закона РК «Об ответственном обращении с животными».

Но есть у меня «предчувствие», порожденное жизненным опытом и погружением в тему (см. АП, 06.06. 2022 «Чтобы жизнь собаки собачьей не была»), что бродячих собак и кошек и проблем, с ними связанных, отнюдь меньше не станет.

И вновь вопросы, которые мы уже задавали депутатам Мажилиса: При разработке и принятии закона просчитывается, сколько средств потребуется на его реализацию? Если да, то как эти суммы сообразуются с возможностями бюджетов? Разрабатывается ли алгоритм реализации закона до его принятия?

И еще вопрос, обращенный ко всем нам: не оставил ли кто кошечку, собачку за городом, когда дачный сезон завершился? Не забыл ли кто их при переезде в новую квартиру, город?

Потому что ответственно относиться к «братьям нашим меньшим» должны не только органы власти и волонтеры.

Читайте также