О тех, кто учит детей особенных

В ставший поистине народным праздник своих учителей поздравят и дети, которых по принятой во всем мире классификации относят к категории людей с особенными образовательными потребностями.

«Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения». Это о них – людях, работающих с особенными детьми.

Таких педагогов с каждым годом становится все больше. В том числе и тех, кто работает не в специальных учебных заведениях, а в общеобразовательных школах. Потому что все чаще в обычных классах обычных школ наравне с нормотипичными детьми (есть такой профессиональный термин) учатся дети с особенностями здоровья и вытекающими из этого особыми образовательными потребностями.

Об особенностях такого процесса обучения, перспективах его развития мы беседуем с председателем Координационного совета по развитию инклюзивного образования при областном управлении образования Маратом Ибраевым.

– Марат Умербаевич, употребляемый сегодня очень широко и в разном контексте термин «инклюзия» вошел в наш обиход совсем недавно. Что он обозначает в сфере образования?

Действительно, когда была принята Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг., в которой одним из ведущих направлений стало развитие инклюзивного образования на всех уровнях – от дошкольного до высшего, людей, понимающих содержание этого термина, было немного. Случалось вместо «инклюзивное образование», говорили «эксклюзивное».

Благодаря немалым усилиям государства, СМИ, и, прежде всего, самим педагогам, за прошедшие годы не только термин стал привычным, мы далеко продвинулись в развитии инклюзивного образования. По большому счету, речь идет о равном доступе к образованию.

Если совсем недавно перед нами стояла задача создания условий для обучающихся с учетом их состояния здоровья, то сегодня – мы стараемся создать РАВНЫЕ условия доступа к качественному образованию для всех обучающихся, с учетом их индивидуальных особенностей.

Обратите внимание, здесь подразумеваются не только особенности здоровья. Не устаю разъяснять, что есть инклюзия в узком, а есть – в широком смысле. В широком смысле инклюзия включает в себя классификацию детей 10 категорий. У кого-то особенности связаны с социальными, бытовыми, семейными проблемами. Разве сироты, дети иммигрантов, кандасов не обладают особенностями? Или дети, которых наше государство вернуло из горячих точек? Психологическое состояние влияет на успешность освоения учебного материала, адаптации к коллективу. Дойти до каждого, – вот основной принцип инклюзивного образования.

– Но ведь возможности реализации этой задачи во многом зависят от социально-экономических условий и возможностей государства…

– Безусловно. Но на переднем крае этой работы стоят именно педагоги. Они ближе всех к семье, к ребенку. Их задача – увидеть эту проблему. Выяснить причину. Задействовать всю цепочку. Если педагогических средств для помощи семье недостаточно, администрация школы должна включить механизм со стороны государства: органы соцзащиты, здравоохранения. Если надо – правоохранительные органы…

– Обучающихся в различных школах детей с проблемами здоровья становится больше?

Да, детей с особенностями здоровья становится больше. Это – международная тенденция. О причинах лучше спросить у медицинских работников. Но, несомненно, улучшилась выявляемость. Расширился перечень диагнозов за счет включения расстройств аутистического спектра. Казахстан только в 2011 году включил аутизм в перечень заболеваний.

Здесь особенно важно раннее выявление. Ребенок проходит различные этапы развития. Если «проскочил», обратно не вернешься. Время ушло безвозвратно.

Надо сказать, что сейчас родители проявляют большее понимание. Прежнего «перерастет» – все меньше. Но бывает. Роль педагогов, в том числе и дошкольного обучения, в формировании такой необходимой настороженности, огромна.

По данным ПМК, по состоянию 01.08. 2022 в области состоят на учете 11395 детей с особыми образовательными потребностями. Из них с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения (аутизмом) 502.

5075 детей обучаются в общеобразовательных школах. 461 – на дому, 90 – в организациях ТИПО. В ДДУ – 3107. Получают коррекционную поддержку в специальных организациях образования – 1516, в специальных школах интернатах – 891.

Как видим, система образования охватывает практически все категории детей. А значит, с ними должны уметь работать все педагоги, независимо от того, в каких организациях они работают: общего типа или специального.

– Где и как учитель математики, к примеру, может овладеть такими знаниями и навыками?

– Работающие в специальных образовательных организациях кроме педагогического должны иметь дефектологическое образование. Хочу обратить внимание на то, что сейчас мы переходим на термин «специальная педагогика». И это не просто разные термины, содержание такого образования тоже изменяется.

Что касается общеобразовательных школ, то по Закону РК «Об образовании», к работе с детьми с особенностями допускаются педагоги, прошедшие специальную подготовку. Получить ее они могут на различных курсах повышения квалификации. За последние пять лет это сделали более 2400 педагогов организаций общего образования.

Их будет больше. В идеале ситуация должна выглядеть так: в классе появился один ребенок с ООП, соответствующую подготовку должны пройти все учителя, работающие в этом классе.

А такого совместного обучения становится все больше. Ситуация изменилась. Пусть не кардинально, но существенно. Если 10 лет назад в анкетах анонимных, в личных беседах учителя (а они, как правило, люди ответственные) признавались: «Я не отказываюсь, понимаю, что надо. Но не знаю, как работать с такими детьми, боюсь, что не справлюсь», то теперь не только понимают, но знают и умеют.

Меньше стало опасений и у родителей. Было такое: «Его здесь здоровые дети обижать будут. Пусть он лучше с такими же, как он, в интернате». Теперь знают, что их ребенка не обидят, окружающие знают, как с ним работать. Тем более, что уже более чем у сорока маленьких акмолинцев появились тьюторы – педагоги-ассистенты. Если в заключении ПМПК прописано, что ребенку требуется сопровождение ассистента во время учебного процесса, то он имеет право на это.

Сейчас в рамках реализации национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» на 2021-2025 гг в МОН РК рассматривают правила по выделению госзаказа на сопровождение детей с ООП. В нашей области предполагается, что в нынешнем году число таких ассистентов достигнет 50 человек, в следующем – 150, 2024 – 250, 2025 – 350.

Во многом именно благодаря пониманию, достигнутому нашим координационным советом, его деятельности в общеобразовательных школах области открываются ресурсные кабинеты поддержки инклюзивного образования. По сути, это учебно-методические центры, куда могут обратиться обучающиеся в школе дети, работающие с ними учителя, родители. Сейчас их еще не так много. Массовое открытие таких центров планируется в ближайшие три года. Главное – не соответствующее оснащение, а подготовка координаторов, которые могут оказать профессиональную психологическую поддержку.

– Марат Умербаевич, Ваши пожелания коллегам…

– Всегда и всем педагогам желал и желаю терпения. И, конечно, здоровья. Как базовой основы терпения.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также