Потребитель всегда прав

Многообразие ситуаций в споре между потребителями и продавцами заставляет вспомнить о банальной фразе «Потребитель всегда прав».

Но законы по защите прав потребителей определяют механизмы соблюдения  правил. Приведем примеры из практики рассмотрения обращений потребителей в областной департамент по защите прав потребителей.

Так, жительница г.Кокшетау обратилась с просьбой разобраться с ситуацией, произошедшей в одном из магазинов города Кокшетау. Покупая товары, она не заметила, как ее малолетняя дочка потянулась к витрине и в результате разбила бутылку сока. Увидев это, продавец потребовала возместить ущерб, нанесенный магазину.  Вправе ли продавец требовать возмещения ущерба?

Внимание! Если вы случайно испортили товар, который еще не купили, то вы не обязаны ничего платить. Дело в том, что пока товар находится в магазине и не заключен договор купли-продажи, то за него отвечает сам продавец. Согласност.446 Гражданского кодекса РК, договор розничной купли-продажи считается заключенным, когда продавец передает его в надлежащем виде с кассовым (или товарным) чеком, а также другими сопроводительными документами (если имеются). Ответственность за товар переходит к покупателю только после получения кассового чека. Поэтому администрация магазина должна создать условия для сохранности своих товаров, например, поставить ограждения, постелить коврики и т.д.

Платить за порчу товара придется в том случае, если магазин докажет, что вы сделали это умышленно. Для этого ему нужно обратиться в суд и предоставить доказательства, к примеру, запись видеонаблюдения.

Тем не менее, предусмотрительность и должная внимательность покупателей в торговых точках поможет избежать подобных ситуаций.

Как быть, если в парикмахерской испортили не волосы, а, например, вашу любимую кофточку?

Согласно ст. 16 Закона РК «О защите прав потребителей» вред причиненный имуществу клиента вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги, нанесенный в результате оказания услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потребителем независимо от вины продавца (изготовителя, исполнителя) и от того, состоял ли он с ним в договорных отношениях или нет.

Так что если на кофточку случайно пролили какой-то химикат или испачкали ее краской, вы имеете право потребовать возмещения вреда – стоимость кофточки.

Купили дорогой холодильник, но не прошло и двух лет, как развалились пластмассовые комплектующие, в частности контейнеры для хранения продуктов.

Гарантийный срок холодильника — 36 месяцев. В сервисном центре категорически отказали в бесплатной замене развалившихся изделий, мотивируя тем, что на данные комплектующие гарантия не распространяется, и предложили приобрести эти изделия за свой счет. Чем отличаются гарантийные сроки на комплектующие изделия и на товар в целом? В соответствии со ст.17 Закона РК «О защите прав потребителей», если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает истекать одновременно с гарантийным сроком на основное изделие.

При замене товара (комплектующего изделия) гарантийный срок исчисляется заново, если иное не предусмотрено договором.

В случае, когда на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования о недостатках комплектующего изделия и составной части товара при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.

Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара, если недостатки в комплектующем изделии обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.

Заказали изготовление шкафа-купе по индивидуальному проекту. Срок исполнения заказа нарушен уже на 1 месяц. На что имеет право потребитель?

На основании ст. 34 Закона РК «О защите прав потребителей» у вас есть право выбрать один из четырех вариантов. Первый — назначить исполнителю новый срок. Второй — поручить выполнение работы третьим лицам или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов. Третий — потребовать уменьшения цены за выполнение работы. И, наконец, четвертый вариант — отказаться от исполнения договора о выполнении работы.

Допустим, вы решили расторгнуть договор. В этом случае исполнитель не вправе потребовать от вас возмещения своих затрат, а также платы за выполненную работу, а обязан возвратить вам деньги в полном объеме и выплатить неустойку. В любом из выбранных вариантов вы имеете право на неустойку за нарушение срока изготовления мебели по договору.

Возникли вопросы? Нарушены ваши права — обращайтесь в Департамент по защите прав потребителей Акмолинской области по адресу: г.Кокшетау, ул.Ауельбекова 117 или по телефону «горячей линии» 8(7162) 50-51-22.

Департамент по защите прав потребителей Акмолинской области

 

Читайте также