Стабилизация цен на продукты питания — вопрос не просто актуальный, животрепещущий. Именно поэтому на прошлой неделе его обсуждали на заседания двух комиссий регионального филиала партии «AMANAT» — партийного контроля и по вопросам семьи и социальной защиты населения, Общественного совета по развитию государственного управления и противодействию коррупции, депутатской фракции партии «AMANAT» областного маслихата.
Данные, предоставленные руководителями различных ведомств, стали основой для анализа и предложений. По информации руководителя областного управления предпринимательства и туризма Ербола Оспанова индекс цен на социально значимые продукты питания с начала года составил 117,3%. Тот факт, что этот показатель несколько ниже среднереспубликанского, успокаивать, конечно, не может.
Руководитель областного департамента статистики Ербол Амамбаев подтвердил правоту наших чуть ли не ежедневных сетований «Опять дороже стало..»: с начала года рост цен на сахар составил — 78%, на хлеб пшеничный из муки первого сорта — 18%…
«Сезонный ажиотаж», «Масштабный рост цен во всем мире», «Проблемы с логистикой»… Безусловно все это можно отнести к факторам, если не объективным, то во всяком случае на уровне области нерешаемым. Но стабилизировать рост цен хотя бы на нынешнем уровне, во всяком случае замедлить темпы роста, пытаться можно и нужно.
Но, судя по отчетам руководителей профильных областных ведомств, пока основные усилия сосредоточены на мониторинге цен.
— Наши функции сейчас пресекаются с деятельностью управления предпринимательства и туризма, — отвечал на вопрос — «Чем заняты ваши сотрудники? — руководитель областного департамента торговли Рустем Хаменов. — Но они проводят мониторинг еженедельно, а мы — каждый день.
Кроме этого: «Передаем информацию в министерство, обсуждаем запасы, возможное удорожание товаров и роста цен».
Большего, по словам Рустема Хаменовича, сделать не могут, потому что не принят закон, закрепляющий за их ведомством контрольно-надзорные функции.
Думается, что не только мне, но и другим участникам заседания так и осталось неясным: за кем при нынешней системе торговли, целиком зависящей от рыночных реалий, можно надзирать? Как контролировать? Сколько НПА нужно будет изменить, чтобы не было противоречий с разрабатывае6мым законом?
Вообще слово «мониторинг» звучало на заседаниях чуть ли не в каждом выступлении. И не единожды. В том числе о его результатах говорили и общественники — члены мониторинговых групп: «На рынке мы не увидели ценников. Продавец может назвать любую цену».
Может. И называет. И это его право. Если не превышает установленную предельную в 15%- ю надбавку. Думается, что многие из нас выслушивают жалобы самих продавцов: «Вчера на оптовке закупал товар по одной цене, сегодня выросла». Самая многочисленная и ответственная мониторинговая группа имеет возможность проверить достоверность этой информации? Когда купил? По какой цене? Нет таких полномочий. Так какова эффективность этих рейдов?
И вообще, почему недостаточно информации департамента статистики, где мониторинг всего и вся проводят профессионалы по апробированным, научным методикам? Почему специалисты различных ведомств столько сил и времени тратят на дублирование этой работы?
Деятельность стабилизационного фонда также вызывает вопросы. Из закупленных 982 тонн сахара уже поступило 710. Сахар реализуется в 29-ти торговых точках по 500 тенге за кг. Но наши житейские наблюдения говорят о том, достается он тем, «кто раньше встает» и их родственникам. А не социально уязвимым слоям населения.
В рамках «оборотной схемы» и форвардных договоров по стабфонду законтрактовано 2000 тонн картофеля, 300 тонн моркови, 200 тонн капусты…
СПК «KOKSHE» по итогам поездки в Туркестанскую и Жамбылскую области, заключен меморандум на поставку 400 тонн лука до конца года с КХ «Байлык».
Закупочная цена — по нынешним временам приемлемая. Но какой она будет на прилавках? Ведь, по словам депутата областного маслихата Кайрата Султанова, склады берут деньги немалые: 48 млн тенге за хранение 2,5 тонн продукции. И опять же: имеют право. Конкуренция у них невысокая. Речь о строительстве собственных складов ведется чуть ли не с момента сознания СПК и стабилизационного фонда. Пока на этой стадии все и остается. Логистические расходы тоже растут быстро и существенно.
— Министерство сельского хозяйства дало поручение проводить фьючерсные закупки (по текущей цене) под будущий урожай. Но нормативной базы для этого нет, — говорил Ербол Оспанов. — Существующими правилами таковые не предусмотрены. При первой же проверке нас и накажут.
— Помогите выйти в Правительство с предложением о снижении таможенных пошлин на социально значимую продукцию, — обращался у участникам заседаний депутат областного маслихата Умар Шоназаров.
Руководство области, лидер областного таджикского этнокультурного объединения приложили немало усилий для организации поставок из Таджикистана, плодоовощной продукции, в том числе лука, порядка 400 тонн ежемесячно. Первые партии таджикской продукции уже реализованы,. Определен оператор, налаживается реализация через социальные магазины СПК. По многим позициям цена на 20-30% ниже нынешних цен. Это при том, что таможенные пошлины зачастую превышают стоимость ввозимых овощей и фруктов. И еще? Крупные, популярные супермаркеты от реализации такой продукции отказались категорически. Зачем им эта «головная боль» с условием, что торговая надбавка не будет превышать 10%?
И опять возвращаемся к тому, кому эта продукция доступна? Конечно, все мы граждане одной страны, имеем равные права. «Олигархи» на рынок, очевидно не ходят. Но как, допустим, многодетной маме или школьной техничке с минимальной зарплатой выстоять очередь за сахаром по социальной цене, продают который меньше часа, «поймать» овощи недорогие (относительно, конечно) и на работу успеть? И потом: социальные магазины, продажа продукции стабфонда — все это в областном центре. До регионов они не доходят. Только в Зеренде открыт такой магазин, судя по очередям, популярность его велика.
— Может все-таки по опыту столицы организовать целевую продажу продуктов по социальным ценам? Специальные карточки выдать главам наиболее нуждающихся семей, — предлагали участники совещаний.
Главным итогом заседаний должны быть предложения, направленные на системное решение проблемы в Правительство, Центральный аппарат партии. На этих совещаниях их прозвучало немало.