Пассажиров стало меньше. Но в перспективе….

— В преддверии профессионального праздника о проблемах говорить как-то не принято. Но в интервью с заместителем руководителя областного  управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Александром Рублевским, видимо, без этого не обойтись. Уж очень нелегкие времена переживает сейчас эта значимая для всех отрасль.

— Александр Владимирович, как сфера автомобильных перевозок преодолевает сложности, обострившиеся в период пандемии?

— С трудом. Приведу такие данные. В нашей области в 2019 году перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется на 212 регулярных маршрутах:  63 — внутригородские, 31 пригородные, 33 — внутрирайонные, 59  — внутриобластные междугородные, 19 — межобластные и 7 – международные.

С введением режима ЧП с 16 марта 2020 года работа общественного транспорта ограничивалась и приостанавливалась несколько раз. Междугородные и международные перевозки были запрещены в течение полутора лет.

Была приостановлена работа 37 предприятий с численностью 220 рабочих мест. Тенденцию закрытия автовокзалов и автостанций мы не можем переломить до сих пор. Собственники выставляют эти социально значимые объекты на продажу (г.Степногорск, г.Макинск, г.Щучинск, г.Акколь, г. Атбасар). Их можно понять: на содержание нужны средства, а основной доход получали от реализации билетов по межобластным маршрутам.

Сейчас на территории нашей области перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется на 109 регулярных маршрутах, из них 56 — внутригородские, 4 пригородные, 26 — внутрирайонные, 13 — внутриобластные междугородные, 10 — межобластные маршруты. Действуют два автовокзала (г.Кокшетау, г.Щучинск) и три пункта обслуживания пассажиров (г.Степногорск,  г.Есиль, г.Степняк).

Так что  на восстановление потребуется не один год. И без  финансовой  поддержки государства сделать это вряд ли удастся.

Карантинные ограничения сняты, но люди уже привыкли пользоваться услугами  такси через группы Whats App и агрегатор Indriver. Их деятельность в период пандемии никто не ограничивал.

— Как проходят конкурсы на право обслуживания маршрутов? Желающих в них участвовать не стало меньше?

– В период с 2019 по 2021 год управлением проведено шесть конкурсов на право обслуживания регулярных междугородных межобластных и межрайонных (внутриобластных) автобусных маршрутов.

По результатам конкурсов заключено 19 договоров, выдано 23 свидетельства.

По итогам 2021 года проведено три конкурса, на которые было выставлено 99 маршрутов. В результате победители были определены по шести маршрутам, остальные 93 маршрута оказались невостребованными.

Потому что пассажиров, желающих уехать с автовоказалов и автостанций в другие города Казахстана не стало. Все из-за тех же теневых перевозок. Пассажиропоток с автовокзалов и автостанций практически отсутствует.

Основная причина — отсутствие контроля на линии за деятельностью нелегальных перевозчиков. Большинство водителей, ранее работавших на регулярных маршрутах, перешли на нелегальные перевозки (бесконтрольные).

Но обращения от населения с просьбой возобновить регулярные автобусные маршруты поступают все чаще, так как стоимость проезда у неофициальных перевозчиков значительно возросла.

— То, что общественный транспорт намного безопаснее ставших популярными  агрегаторов, очевидно всем. Все-таки, есть ли шанс вернуть его «допандемийную» популярность и массовость?

— Мы внесли свои предложения в профильное министерство. Ключевые из них таковы. Отменить налог на транспорт и НДС за 2020-2022 годы для предприятий, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте. Продлить сроки страховых полисов обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами. Выделить акиматам областей целевые трансферты из республиканского бюджета для субсидирования убытков перевозчиков на регулярных автомобильных перевозках пассажиров и багажа.

К сожалению их не поддержали. Надеемся, что пока.

— Очевидно, что важнейшим аргументом в конкуренции с частными перевозчиками может стать не только безопасность, но и стоимость проезда. Что у нас с тарифами?

– В нашей области в результате включения в перечень социально значимых  всех городских автобусных маршрутов удалось поддержать перевозчиков, частично субсидировав их убытки. Для жителей городов сохранили социальный тариф на общественном транспорте.

В настоящее время по области стоимость проезда в общественном транспорте на городских автобусных маршрутах варьируется в пределах от 60 до 110 тенге, (60 тенге – г.Степногорск, 70 тенге – г.Степняк, г.Макинск, 80 тенге – г.Акколь, г.Атбасар, г.Державинск, г.Есиль, п.Шортанды, 80/150 тенге — г.Кокшетау, 90 тенге – г.Ерейментау, 100 тенге – с.Балкашино, 110 тенге – г.Щучинск,), На регулярных межобластных, межрайонных  автобусных маршрутах – от 8 до 12 тенге за 1 пасс/км.

Что будет завтра — сказать сложно. Все мы зависимы от стоимости ГСМ, усложнения  логистики и связанным с этим подорожанием запасных частей, оборудования.

– Как обстоят дела с транспортом авиационным? Хотелось бы чаще им пользоваться, но, увы, для многих это слишком дорого. Да и вылететь из нашего аэропорта можно лишь в два города Казахстана.

— Да, пока из Кокшетауского аэропорта выполняются всего  два  межобластных авиасообщения в города Алматы и Актау. В прошлом году пассажиропоток (вылет и прилет) составил 19 662 человек. А ведь после реконструкции аэропорт  способен принимать все типы воздушных судов. Пропускная способность аэровокзала — 200 пассажиров в час.

Несмотря на то, что наш аэропорт является филиалом АО «Международный аэропорт Астана», руководство нашей области прилагает немало усилий для расширения его деятельности. Чтобы акмолинцы имели больше возможностей для авиаперелетов и по Казахстану, и в близлежащие государства.

В 2018-2021 годах акиматом Акмолинской области предоставлялись в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК заявки на выделение финансовых средств из республиканского бюджета на субсидирование регулярных авиамаршрутов Кокшетау – Шымкент – Кокшетау и Кокшетау – Актобе – Кокшетау. В этом году — на  авиарейс Кокшетау – Туркестан – Кокшетау. Но средства для этого не выделены.

При уточнении республиканского бюджета на 2021 год в марте 2021-го было поддержано только субсидирование авиамаршрута Кокшетау – Туркестан – Кокшетау. Но  в марте этого года его приостановили из-за низкого пассажиропотока.

В настоящее время акиматом прорабатывается вопрос по возобновлению авиарейса Шымкент – Кокшетау – Шымкент, а также увеличение количества рейсов по действующим авиамаршрутам в города Алматы и Актау.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также