О вере – языком линий и красок

Предметом гордости областного историко-краеведческого музея является уникальная коллекция икон и предметов православного культа.

Появление православной иконы в наших краях связано с историческими процессами заселения Акмолинской области выходцами из различных губерний России и Украины, начиная с 20-30-х годов XIX века. Иконы были в походных церквях при открытии внешних округов: Кокшетауского (1824г.) и Акмолинского (1832г.).

Уезжая на новые земли, переселенцы по традиции, как благословение, брали с собой иконы. В этот же период в уездах Акмолинской области строилось большое количество церквей, для них приобретали иконы из крупных городов России. В 1923 году на всей территории губернии зарегистрировано 270 православных храмов.

Икона – от греческого слова «eikon»- «изображение», «образ» — в православии и католицизме живописное или рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых. Само почитание икон в христианстве было установлено сравнительно поздно. В течение столетий шла борьба между сторонниками и противниками почитания икон.

В 815 году церковный собор решительно осудил иконопочитание как идолопоклонство. Но все же сторонники почитания взяли верх, и в 842 году на очередном церковном соборе предали анафеме иконоборцев. С этого момента иконопочитание официально закрепилось в христианской церкви, главным образом, в православной.

Назначение иконы в том, чтобы в образной, зримой форме представить верующим христианское учение, евангельские события, а также подвиги святых и подвижников церкви. Икона – предмет молитвенного почитания, это книга о вере, раскрывающая языком линий и красок учение церкви. В иконе воплощались духовные и эстетические идеалы.

Иконы как предметы поклонения находятся в православных храмах и в домах верующих православных христиан, в то же время являясь предметами освящения жилищ и членов семей, оберегами дома и семьи. Издавна в крестьянском доме парадным местом считался красный угол, в котором висят иконы, он всегда располагался по диагонали от печи. Войдя в дом, человек крестился, обратившись к иконам, и лишь потом здоровался с хозяевами.

Особенностью православной иконы является то, что главную роль играет не только сам образ, но и пространство, которое его окружает, а именно фон. Он почти всегда однородный, цвет ровно покрывает поле с представленным на нем изображением. Пространство здесь символизирует Царство Небесное.

Фон на иконах преимущественно золотой. Золото всегда олицетворяет царственное величие, торжественность. В иконе оно становится наилучшим выразителем идеи неземной красоты и великолепия Небесного Царства, заполненного Божественным сиянием. Золотой фон – прежде всего, символ света, а понятие света в иконописи всегда имело огромное значение.

Красный цвет является также распространенным фоном иконы. Он считается цветом Божественного пламени, Божественной энергии. Этот цвет воспринимается как очень интенсивный, обжигающий и в то же время согревающий, наполненный жизненной силой, созидающий.

Встречаются также иконы с синим фоном. Как и в предыдущих случаях, синий фон является символом неба и света. Когда в качестве фона используется достаточно темный синий оттенок, то создается ощущение особой глубины, бездонности, таинственности и неподвижности Божественного Царства. Художественный язык иконы менялся на протяжении столетий, но значение фона как символа Небесного Царства оставался неизменным.

Цвета одеяний Христа, Богородицы, святых на иконах также имеют свое значение. Золото и белый цвет означает Божественный цвет, зеленый – земное цветение, синий – небесную сферу, царственный пурпур использовался в одеянии Богородицы, красный цвет в одеянии Христа означал победу над смертью.

В странах православия отличительной особенностью почитания икон является покрытие их окладами, которые первоначально появились на мелких резных и лишь позднее на больших храмовых иконах. Оклад – декоративное покрытие на иконе из тонких листьев золота, серебра, золоченной или серебряной меди, в более позднее время – из золотой фольги, простых металлов, имитирующих благородные. Оклад украшался чеканкой, чернью, эмалью, жемчугом, драгоценными камнями или их имитацией. Некоторые иконы находятся в киоте – застекленном ящике или шкафчике для икон (божнице) для размещения предметов религиозного поклонения, киоты для икон характерны только для православия.

Примерно в XV веке в русских храмах иконы начинают объединять в общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке, отделяющей алтарь. Все алтари храмов расположены на восток, в домах также принято вешать икону так, чтобы молящийся был обращен лицом на восток.

Иконостас – сугубо русское изобретение, в Византии его не было. Иконы в иконостасе располагаются в несколько горизонтальных ярусов: в центре – фигура Христа на троне, по бокам иконы с фигурами Марии и святых, обращенных к Христу. Верхние ярусы занимают изображения «праздников» и погрудные изображения Богоматери и пророков, внизу на царских вратах и по сторонам от них – Благовещение, евангелисты и обычно изображение того святого, которому посвящен храм.

Коллекция икон нашего музея насчитывает 36 единиц хранения. Хронологически их можно отнести к периодам XIX в., конец XIX – начало XX вв. Практически все иконы поступили в музей от частных лиц: одни переданы в дар музею, другие — приобретены.

Пять икон: четыре небольшие финифтяные иконы, а также большая икона «Богородица Троеручица» с бисерным окладом, переданы из обменного фонда Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Коллекцию икон областного музея по традиционным сюжетам можно разделить на 4 группы: иконы с образом Господа Вседержителя, иконы с образом Богородицы, иконы с образами святых, иконы — праздники, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, в честь которых установлены церковные праздники.

Икона – один из главных феноменов православной культуры в целом и русской в частности, а также это уникальное произведение изобразительного искусства. Конечно, многие зададутся вопросом, почему иконы хранятся в музее, а не в храмах. Но так уж вышло в силу исторических обстоятельств, что некоторые особо чтимые образы оказались после известных революционных событий в музеях и частных руках, а затем также были переданы в музей. В силу их возраста и ветхости они нуждаются в особом хранении, что далеко не всегда могут предоставить храмы, как и не всегда могут произвести качественную реставрацию. И наиболее оптимальным вариантом остается их хранение в музее, ведь сама икона позаботиться о своем здоровье и выживании не может; этим занимаются «врачи» – сотрудники музея, специально обученные реставраторы и хранители.

Гуляим АГУБАЕВА,

старший научный сотрудник областного историко-краеведческого музея.

Читайте также