5 июня 2022 года состоится историческое для нашей страны событие – республиканский референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. Указ об этом Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев подписал 5 мая.
Правовое основание участвовать в республиканском референдуме по поправкам в Конституцию имеют все граждане Казахстана, достигшие на день голосования 18-летнего возраста, обладающие активным избирательным правом. Чтобы референдум состоялся, в нем должны принять участие более половины граждан, включенных в список для участия в референдуме.
После назначения даты референдума в стране стартовала агитационная кампания. Депутаты Акмолинского областного маслихата и члены Общественного совета активно в нее включились, проводят встречи населением, разъясняют суть поправок в главный Закон страны в соцсетях и СМИ.
Напомним, последний раз референдум в нашей стране проводился в 1995 году. Еще три года назад Глава государства отметил, что самые важные вопросы развития страны должны решаться с учетом мнения каждого казахстанца.
Изменениям подлежит практически треть действующей Конституции, и гражданам нужно четко понимать, как это повлияет на жизнь каждого из нас.
В новой редакции Конституции, например, предлагается ввести полный запрет на смертную казнь. В действующей версии Конституции сказано, что смертная казнь в Казахстане является исключительной мерой наказания за террористические преступления, при которых погибли люди. Кроме того, к смертной казни могут быть приговорены люди, совершившие особо тяжкие преступления в военное время. Они же имеют право ходатайствовать о помиловании. Однако в конце 2021 года Глава государства подписал закон о полной отмене смертной казни. Он согласился с мнением ряда правозащитников и заявил, что отмена должна быть принята без каких-либо оговорок. Таким образом, в новой версии Конституции пункт 2 статьи 15 будет звучать так: «Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь запрещается».
В своих выступлениях Касым-Жомарт Токаев неоднократно говорил о том, что Президент Казахстана не должен состоять в какой бы то ни было политической партии на период своих полномочий. А недавно он вышел из состава правящей партии «Amanat». Новая версии Конституции гласит, что Президент республики не должен состоять в политической партии. Такой возможности также лишаются председатели и судьи Конституционного суда; судьи Верховного суда и иных судов; председатели и члены Центральной избирательной комиссии; председатели и члены Высшей аудиторской палаты; военнослужащие; работники органов национальной безопасности; сотрудники правоохранительных органов.
В 42 статье действующей Конституции есть пункт, где говорится, что один и тот же человек не может быть избран Президентом Казахстана более двух раз подряд. В новой редакции строку «настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан» предлагают убрать. Таким образом, следующий президентский срок К. Токаева станет последним, если он решит баллотироваться и будет избран народом. Кроме этого, в статье заменят слова «бывшие президенты» на «экс-президенты».
По инициативе Касым-Жомарта Токаева в новую Конституцию предлагают добавить пункт о том, что близкие родственники Президента Казахстана «не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора».
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 16 марта в своем Послании народу поручил воссоздать в стране Конституционный суд, который прекратил свое существование в 1995 году. Тогда его функции стал выполнять Конституционный совет. Теперь Президент хочет возродить некогда существовавший орган конституционного контроля. По этой причине в новую Конституцию предлагают внести поправки и заменить слово «совет» на «суд».
Конституционный суд будет состоять из 11 судей, включая председателя. Их полномочия будут длиться 6 лет. Он начнет свою работу с 1 января 2023 года. До тех пор в Казахстане продолжит действовать Конституционный совет.
Один и тот же человек не может быть назначен судьей Конституционного суда более двух раз подряд. Судья Конституционного суда не сможет быть депутатом. Он также не может быть арестован или подвергнут другим мерам взыскания без согласия Парламента. Исключение – особо тяжкие преступления или задержание с поличным.
В новой редакции будет изложен пункт 3 статьи 6 Конституции: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».
В Конституции сказано, что любой имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда. Сейчас эту норму предлагают изложить так: «принудительный труд допускается только на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения либо в условиях чрезвычайного или военного положения».
В новой версии Конституции будет упомянут новый орган – Высшая аудиторская аудитория, которая теперь будет выполнять функции Счетного комитета. Последний Президент поручил упразднить в своем Послании народу в марте текущего года.
В Послании народу Касым-Жомарт Токаев говорил о переходе от суперпрезидентской к президентской форме правления, и наделении Парламента большими полномочиями. В этой связи Президент Казахстана больше не будет отменять решения акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Этот пункт предлагают исключить из Конституции.
Сейчас Президент Казахстана назначает в Сенат 15 депутатов. В новой редакции Конституции предлагается указать, что теперь Президент будет назначать лишь 10 депутатов Сената, пять из которых – по предложению Ассамблеи народа Казахстана (АНК).
По Конституции, Президент назначает председателей Комитета национальной безопасности, Национального банка, генерального прокурора. Теперь к этому списку добавятся председатели Высшего судебного совета и Конституционного суда.
В новой редакции Конституции термин «государственный секретарь» предлагается заменить на «государственный советник».
На сегодня Мажилис Парламента Казахстана (нижняя палата), согласно Конституции, состоит из 107 депутатов. Теперь их будет 98. Депутаты будут избираться в порядке, установленном конституционным законом по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа и по одномандатным территориальным избирательным округам. Пункт о том, что девять депутатов избираются от АНК, исключается.
Расширятся полномочия Парламента. По закону, Парламент Казахстана по предложению Президента может вносить изменения и дополнения в Конституцию. Теперь предлагается уточнить, что Парламент может принимать конституционные законы и даже спорить с Президентом. Если какие-то конституционные законы, принимаемые депутатами, вызовут возражения у Президента, Парламент в течение месяца должен провести повторное обсуждение закона. Если этот срок не будет соблюден, возражения считаются принятыми. Если депутаты каждой палаты большинством голосов преодолеют возражения главы государства, он подпишет закон. Если нет, закон будет подписан в той редакции, которую предложил Президент. Или вовсе не будет принят.
Кроме этого, сейчас Сенат имеет полномочия лишать неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Казахстана. В этот список предлагают также добавить уполномоченного по правам человека.
Мажилис дважды в год будет заслушивать отчет председателя Высшей аудиторской палаты. Мажилис вправе отклонить любой проект закона большинством голосов от общего числа депутатов. Отклоненный законопроект будет считаться непринятым и будет возвращен разработчику.
Сделать так, чтобы Сенат не принимал, а только одобрял уже принятые Мажилисом законопроекты (или не одобрял и отправлял обратно), тоже было инициативой Касым-ЖомартаТокаева. Сейчас в Конституции сказано, что законодательные акты Парламента принимаются большинством голосов от общего числа депутатов. Теперь же предлагается указать, что законы принимает Мажилис, а одобряет Сенат — большинством голосов от общего числа депутатов палат.
В обновленной Конституции предлагают закрепить и статус омбудсмена. Уполномоченный по правам человека в Казахстане будет отдельно упомянут в Конституции в статье 83-1, которой сейчас не существует. В ней сказано, что омбудсмен восстанавливает нарушенные права и свободы человека и гражданина и способствует их продвижению. В своей работе он независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам. Уполномоченный по правам человека в период своей работы также не может быть арестован без согласия Сената.
Поправки предусматривают большую политическую и экономическую самостоятельность акимов и маслихатов, расширение их полномочий вкупе с уменьшением степени влияния на них Главы государства и центральных государственных органов.
Предполагается, что будут расширены полномочия маслихатов в части осуществления местного самоуправления. Так, Президент вносит на альтернативной основе не менее двух кандидатур на должность акима для получения согласия депутатов маслихатов, расположенных на территории области, и маслихатов городов республиканского значения, столицы. Это усиливает роль и полномочия депутатов маслихатов при назначении акимов областей, дает им фактическое право выбора.
В целях расширения самостоятельности регионов разрабатывается отдельный Закон «О местном самоуправлении в РК». В этой работе задействованы как непосредственно сами регионы, так и представители гражданского общества. Главная задача – расширение полномочий органов местного самоуправления, дебюрократизация процессов и укрепление их финансовой самостоятельности, т.е. основные подходы будут направлены на обеспечение эффективности работы как местных исполнительных органов, так и органов местного самоуправления. Также будет введена должность председателя маслихата.
Для расширения финансовых возможностей сел на ряду с программой «Ауыл – ел бесігі» будет внедрен механизм прямого финансирования бюджетов местного самоуправления. Также вводится законодательный запрет акимам и их заместителям занимать должности в филиалах политической партии. Будет ограничено количество заместителей акимов (не больше трех, в исключительных случаях – четырех).
Референдум – самый главный инструмент волеизъявления граждан в демократическом государстве, когда люди активно участвуют в принятии тех или иных важных для страны решений. Но это и накладывает солидарную ответственность, поэтому граждане должны понимать, чего они хотят, за что голосуют и зачем это делают.
Уверен, казахстанцы понимают важность этого референдума, общество готово принимать решения самостоятельно. Я призываю всех акмолинцев проявить гражданскую ответственность и реализовать свое право на участие в республиканском референдуме. Важен голос каждого!
Талгат Жунусов,
секретарь Акмолинского областного маслихата.