Сакральный Кокшетау в истории Казахстана

Сакральный Кокшетау известен с древности, об этом свидетельствуют знаменитые эпитеты: «Киелі Көкше жері», «Жер шоқтығы Көкшетау», «Арқаның кербез сұлу – Көкшетауы». В центральной части региона возвышается величественная гора Кокшетау, давшая название всему историческому краю. Национальный топоним, став уникальным природным брендом Казахстана, олицетворяет символ идеала красоты древней Казахской земли –  Көкше!  

Историко-географический регион Кокшетау, расположенный в центре Казахского мелкосопочника – Сарыарки — занимает десятую часть территории современного Казахстана. Территориально к нему относятся районы двух областей страны, ранее входившие в состав Кокшетауской области. Это северная часть Акмолинской, с нынешними Бурабайским, Зерендинским районами и Биржан сал, и пять крупных районов Северо-Казахстанской области: Айыртауский, Акжарский, Уалихановский, Тайыншинский и район Габита Мусрепова.

Приведенный эпитет «Киелі Көкше жері» в переводе с казахского звучит как «Сакральный Кокшетау», «Сакральное пространство Көкше». В источниках ХІХ века встречается также название «Высокогорная страна Кокшетау», под которым собственно и подразумевался северный регион Казахстана. Само понятие «Көкшетау» является полисемантичным, многогранным и объединяет между собой топонимы, гидронимы, оронимы, фитонимы и даже имена собственные.

Сакральный Кокшетау – сегодня природный бренд Казахстана. Знаменитые Кокшетауские горы с легендарным Окжетпесом и Жумбактасом – визитная карточка исторического Кокшетау, одного из крупнейших туристических кластеров страны наряду с Алатау, северным Тянь-Шанем и Кольсаем в Жетысу, благодатным Баянаулом в Кереку, сакральным Улытау в Сарыарке, величественным Туркестаном на юге, загадочным Мангыстау на западе и высокогорным Казахским Алтаем на востоке.

Кокшетауские горы являются одними из древнейших. Наивысшая точка «Көкше», устремленная ввысь почти на тысячу метров, дала название всему историческому краю. Известным является «Кокшетауский антиклинорий». Обнаруженный в окрестностях города Кокшетау, то есть, на территории региона, крупнейший блок древних геологических пород, получил название «Кокшетауская глыба». По оценкам международных экспертов, их возраст составляет около 2,5 млрд лет! Кокшетауский антиклинорий признан древнейшим на территории Казахстана.

Несколько лет назад в Улытау автору этих строк, как и другим членам экспедиции «Абылай ханның қара жолы», была подарена книга о Кетбуге жырау. В аннотации книги на последнем титульном листе и в предисловии «Бабадан қалған асыл сөз» представлено произведение «Сақ болғын, ұрпағым, сақ болғын!», обращенное ко всему тюркскому миру. К потомкам тюрков Великой Степной цивилизации огромных просторов средневековой Евразии, где позже стала господствовать мировая империя чингизидов. Особенность этого поэтического произведения Кетбуги жырау (1185-1260гг.) — то, что оно начинается со слова «Көкшетау»:

«Көкшетауды селдер жуса, көркі кетер, сақ болғын,

Көсемдерің елді алдаса, көш бұзылар, сақ болғын…

Ынтымақсыз болған елден ырыс кетер, сақ болғын.

Бірлігі жоқ Алашымнан Қыдыр кетер, сақ болғын…»

В данном произведении средневековый автор по-своему интерпретирует будущее Великой Степи и призывает потомков быть предусмотрительными в потоке истории: он начинает свое произведение с призыва сохранить красоту удивительного, неповторимого Кокшетау. Будущих же лидеров призывает быть справедливыми,  объединиться для осуществления идеи «Алаш» — идеи независимости, которая осуществилась спустя столетия. На земле номадов возродилась Казахская государственность.

В XVIII веке исторический Кокшетау становится ханской резиденцией Абылая (1711-1781). Именно здесь он проводит военную мобилизацию объединенных казахских войск всех трех жузов для борьбы с экспансией с востока и добивается полного освобождения и независимости для своего народа. Будучи молодым, но уже знаменитым, Абылай султан приезжает в Кокшетау для правления северным регионом Казахского ханства.

В условиях сложившейся новой геополитической ситуации, после принятия Младшим жузом российского протектората, остро стал вопрос укрепления северных и восточных границ. По мнению известного ученого Заркына Тайшыбая, именно с целью проведения административно-территориальных реформ по укреплению границ Казахского государства хан Самеке, продолжив политику предшествующего Тауке хана, в 1733 году, в соответствии с этно-родовыми структурами, создает новые административные регионы. Во главе Кокшетауского региона назначается Абылай султан, его двоюродный брат Султанмухаммед отправляется в Кереку и троюродный брат Абылая – Кудайменды — в северо-западном направлении: Костанай-Тобыл. Таким образом, назначенные молодые султаны приступают к управлению регионами. Вскоре Абылай станет правителем Среднего жуза, впоследствии – всего Казахского ханства.

Настоящее имя хана – Абылай-Мұхаммед Баһадүр сұлтан. Имя же Абильмансур в письменных источниках не встречается. Это псевдоним, данный Абылаю в ходе казахско-джунгарских войн его противниками. «Әбіл-әл-Мансұр!» с арабского на казахский язык переводится «жеңімпаз», то есть «победитель». Что и подтверждается победами Абылая и казахских войск в военных кампаниях против джунгар и китайской империи Цинов. Что   касается другого псевдонима, закрепившегося за ханом, предположительно, в юности — «Сабалақ», то в монгольской транскрипции «сабалах» означает «воин, батыр». Это почетное имя молодой султан также получил от противников-джунгар, которые в свою очередь являлись западными монголами.  (З. Тайшыбай. «Абылай атын ардақтап». П., 2014 г. Перевод с казахского – Б. Бейсенбайқызы).

Как известно, воинский титул «батыр» присваивался за личную храбрость в сражении и за умелое руководство военными действиями. Вопреки устоявшимся мнениям о непростом детстве Абылая, во время моей встречи с уважаемым Заркыном Тайшыбаем он говорил о том, что будущий правитель воспитывался в аристократической среде, у родственников, получил элитное образование, в совершенстве овладел воинским искусством и другими навыками, необходимыми будущему лидеру.

Очень точно отмечено в монографии «Абылай хан. Современники и наследники» профессора Кадыржана Абуева: «Хан Абылай — настолько знаковая фигура Казахской истории, что каждое новое поколение историков будет обращаться к его личности, вновь и вновь искать и находить ответы на выдвигаемые жизнью новые вызовы времени. Государственная деятельность хана Абылая и ряд вопросов истории Казахстана, относящихся к его эпохе, изучены и освещены недостаточно».

С 2012 года мы занимаемся научным исследованием темы «Хан ордасы – Көкшетау». О расположении ханской орды в историческом Кокшетау свидетельствуют архивные источники XVIII-ХІХ веков. В 2013 году автором этих строк в ходе исследований было обнаружено месторасположение комплекса ханской резиденции Абылая с сохранившимися до наших дней каменными фундаментами. Спустя два года, в 2015 году, правильность исследований еще раз подтвердило найденное мною архивное письмо известного ученого А. Маргулана главе Кокшетауской области Е. Ауельбекову о сырымбетском комплексе, в котором упоминалась и название орды Абылая «Ханның Қызыл үйі». На республиканской конференции 2017 года «Сакральная география Казахстана» выступление автора этих строк было поддержано директором института археологии им. К. Акишева М. Хабдулиной, которая  отметила значимость будущего научного открытия. Таким образом, для реализации проекта «Хан ордасы – Көкшетау» необходима финансовая поддержка как со стороны государства, так и спонсоров, меценатов. Всех, кому небезразлична история края и своей страны.

В источниках ХVІІІ века встречается понятие «Абылай ханның қара жолы», «Хан жолы», подразумевающее, собственно, торговый, караванный путь, соединявший северный регион с югом Казахстана: «Көкшетау – Ұлытау – Түркістан».  Если говорить о семантике, то, по мнению ученых, черный цвет у казахов – полисемантичный, имеет огромное количество символических значений, в том числе и сакральность, священность. Образно говоря, данный путь символизировал «Сакральный путь Абылая» из Кокшетау в Туркестан. Основную часть полувекого правления хан Абылай провел в Кокшетау, или, как писал его знаменитый правнук, ученый Шокан Уалиханов: «В любимом Кокшетау!». Здесь хан Абылай проводил курылтаи, международные  встречи, военную мобилизацию для сохранения границ Казахского государства. Здесь жили и продолжают жить его многочисленные потомки. С уходом с международной политической арены великого хана завершилась эпоха, известная в истории Казахстана и Центральной Азии как «Абылайдың алтын ғасыры»  –  «Золотой век Абылая».

С именем знаменитого потомка хана – Кенесары — связано одно из крупнейших в мировой истории ХІХ века антиколониальных восстаний. Лидер первой казахской политической партии «Алаш» Алихан Бокейхан последнему хану казахов посвятил такие строки: «За годом год хромали годы, прошло их много с той поры, как вольный сын Степной свободы, казнен батыр Кенесары. Но дух его бунтарской воли, его борьбы кровавый след стал маяком казахской воли, до дней свободы, дней побед!». В Кокше-Бурабае есть место, овеянное легендами, известное в народе как «Кенесары үңгірі». Древнее же название этого горного природного массива — «Көкшетау үңгірі», то есть, Кокшетауская пещера.

Возвращаясь из века девятнадцатого в век нынешний, хотелось бы сказать и вот о чем. Административно-территориальные реформы в течении ХХ века проводились несколько раз, земли Кокшетауского региона, как других областей Казахстана, перекраивались десятки раз, менялись не только названия, но и границы. В целом же Кокшетауский историко-геогра-фический регион оставался в пределах своих границ, на его территории образовалась Кокшетауская область. В истории – это полувековой период. В пределах границ одноименного региона еще в 1868-1928 годах существовала административно-территориальная единица под названием Кокшетауский уезд, в 1824-1868 годах – Кокшетауский округ, ранее, в эпоху Казахского ханства, Великой Тюркской цивилизации – Кокшетау.

Таким образом, возникает логичный вопрос: почему бы не вернуть административную единицу Кокшетауской области? В свете обсуждаемого Послания Президента РК Касым-Жомарта Токаева и административных реформ по приданию нового статуса Улытау и Жетысу, хотелось бы отметить актуальность вопроса возрождения древнего региона Кокшетау. Этот историко-географический регион существует с древности. Достаточно лишь восстановить справедливость – так же, как она была восстановлена по отношению к Туркестану. Очередь за историческим Кокшетау!

Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ.

Читайте также