Как изучить язык? Просто начните!

В преддверии Дня единства народа Казахстана мы беседуем с депутатом Мажилиса Парламента РК, заместителем председателя Ассамблеи народа Казахстана, нашей землячкой Натальей Дементьевой.

— Наталья Григорьевна, вы избраны в законодательный орган страны чуть более года назад. Мы внимательно следим за вашими выступлениями на заседаниях Мажилиса, в телевизионных программах, в прессе… Пожалуйста, расскажите о сделанных за это время депутатских запросах и полученных от правительства ответах на них.

— Запросы, действительно, – очень важная часть депутатской деятельности, но следует понимать, что они формируются довольно долго и непросто. После встреч с населением, анализа поступивших вопросов, жалоб, предложений, публикаций в СМИ, в том числе и электронных. Наша предшествующая деятельность играет роль. То есть, в основе запроса лежит проблема, волнующая значительную часть общества. И когда владеешь ситуацией, во многом понимаешь, как решить проблему, помогает.

Среди направленных мною запросов – обеспечение безопасности детей в организациях образования, открытие в университетах отделения по подготовке этножурналистов, преподавание казахского языка в школах с русским языком обучения… Ответа даны оперативно. Не могу сказать, что каждый из них устраивает полностью, будем работать дальше.

В частности, по поводу ответа на волнующую, больную для меня проблему преподавания казахского языка. Ответ я бы назвала, скорее, теоретическим. Как практик с немалым опытом преподавания, убеждена, что русскоязычным детям казахский язык нужно преподавать в формате иностранного. Язык красивый, образный, достаточно сложный и постоянно развивающийся. Средства выделяется огромные, ожидаемого результата пока нет. В частности потому, что мы не делаем акцент на говорение, на погружение в языковую среду.

Об учебниках – отдельный разговор. Я оцениваю их не только как учитель казахского языка, но и как мама, к которой сын-старшеклассник обращается за помощью. Недавно мне пришлось объяснить ему, кто такие пионеры, а уж потом вместе икали правильный вариант ответа. Предыдущий вопрос, кстати, касался Билла Гейтса. Я, конечно, за широкий кругозор у ребенка. Но, как-то надо вопросы, задания приблизить к нашим реалиям, чтобы ученик сосредоточил внимание на правильном написании, произношении… Логика должна быть, системность. Но увы…

— Мы знаем Вас не только как человека, в юности овладевшего казахским языком, но и как истинного его радетеля, много сделавшего и делающего для того, чтобы сфера применения государственного языка в полной мере соответствовала его конституционному статусу. Ваше мнение, почему значительная часть наших сограждан на казахском еще не заговорила?

— О методике и качестве преподавания мы уже говорили. Но даже несмотря на это, ситуация изменяется и изменяется быстро. Когда я закончила университет, нас – славян, знающих государственный язык, было очень мало. Теперь, куда бы мы ни приехали, встречаем молодых людей, говорящих на государственном языке. Путь не в совершенстве, но говорят, пишут, читают. Мои коллеги-депутаты при всей своей занятости ночами со словарями и аудиозаписями сидят.

Сдвиг произошел, и очень существенный. Насильно никого ничему нельзя обучить, в том числе и языку. И внутренняя потребность в изучении государственного языка появляется у все большего количества людей. Уверена, что возникает она потому, что люди свое будущее связывают с Казахстаном. Если и обучаются за рубежом, то намерены вернуться. Потому что видят перспективы.

Почему не все? Причин много. Думается, что огромную роль играет психологический барьер: «Скажу неправильно – будут смеяться». Не будут. Возможно улыбнутся, но доброй улыбкой. Поправят, подскажут, похвалят.

В этнологии есть такое понятие «комплиментарность» – ощущение взаимной симпатии (положительная) или антипатии (отрицательная) этносов. Положительная комплиментарность этносов, живущих в Казахстане, доказана не просто десятилетиями, веками. Она зиждется на исконной мудрости, толерантности казахов. Стремление овладеть казахским языком людьми, чьи предки оказались на казахской земле волею исторических судеб – есть зримое, сознательное выражение этой комплиментарности.

Когда спрашивают, с чего начать изучение языка, я всегда говорю: «Просто начните. С приветствий, поздравлений, самых простых фраз».

— Как-то в интервью нашей газете достойный, уважаемый человек, прекрасный профессионал сказал: «В Казахстане, как и в любой другой стране, человек, не знающий государственного языка, должен испытывать дискомфорт». Вы согласны с этим?

— Абсолютно согласна. Если я не знаю язык страны, в которой живу, это – моя проблема, а не окружающих меня людей. Хочу подчеркнуть, что человек должен ощущать не дискриминацию, не ущемление прав, а именно дискомфорт.

Второй пункт седьмой статьи Основного закона – «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык» – никто не отменял. Равно как и третий: «Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана».

Государство неукоснительно следит за выполнением этих норм. Но первый пункт гласит: «В Республике Казахстан государственным является казахский язык». Какие бы условия для изучения ни создавало государство, главное — желание, усилия самого человека.

Да, исторически так сложилось, что в КазССР все говорили на русском. Кто-то задумывался о том, какие проблемы испытывали дети из дальних аулов, вынужденные жить в интернатах и обучаться на русском? Или о том, как сложно было выпускнику казахской школы (их были единицы) получить высшее образование ни русском языке? Потому что не было вузов, отделений с казахским языком обучения. О том, какие проблемы испытывают кандасы, вернувшиеся на историческую Родину, когда чиновники, продавцы в магазинах не могут ответить на языке их предков? Так что овладение государственным языком – это еще и вопрос восстановления исторической справедливости.

Еще раз: без принуждения, без так называемых «языковых патрулей». Я убеждена в том, что наступит время, когда государственный язык в нашей стране станет языком межэтнического общения. Когда казах и русский, немец и ингуш, кореец и белорус будут легко, органично разговаривать друг с другом на казахском языке.

И не только потому, что ситуация демографическая изменяется, не потому что нас призывают к этому. А потому, что так и должно быть в суверенном государстве.

— Будучи депутатом, Вы встречаетесь со множеством людей в разных регионах страны. Были ли обращения по поводу межэтнических проблем?

Встречаемся действительно часто. И с группами людей, и индивидуально общаемся, как говорится, без свидетелей. Ни разу ни один человек, ни на юге страны, ни на севере, не сказал о том, что его ущемляют по национальному признаку.

— Это свидетельствует о том, что нет проблем в этой сфере или о том, что люди не хотят об этом говорить?

— Думаю о том, что наш народ мудр. Люди хорошо понимают, что если кто-то кого-то назвал оскорбительным для данного этноса словом, в пылу спора сказал что-то, то это говорит об уровне культуры оскорбившего. Любой бытовой конфликт можно решить без помощи депутата.

Глубинных основ для межэтнической напряженности, тем более конфликтов в Казахстане нет. Как и в любой другой стране есть экономические, социальные, земельные, жилищные, межличностные проблемы… И есть люди, которые для достижения своих целей, часто корыстных и спекулятивных, стараются перевести их в межэтническую плоскость.

Сегодня, возможно, как никогда ранее мы осознаем ценность единства и мира. Что может угрожать единству нашего полиэтничного и поликонфессионального народа?

— Провокации. В том числе и проникающие извне, совершаемые за пределами Казахстана. Никакой «каменной стеной» от всеобъемлющего информационного интернет-пространства не отгородишься. Так что запрещать трансляцию зарубежных телеканалов тоже бессмысленно. Телевизор давно перестал быть главным источником информации. Молодые люди вообще его не смотрят.

Наша задача – научиться отделять «зерна от плевел», распознавать дезинформацию, формировать критическое мышление. И помочь в этом другим.

Вторая возможная причина может заключаться в ошибках чиновников. Особенно в сфере пропаганды, воспитания… Ошибки не исключены нигде, вероятно, никогда. Надо не усугублять их, а пытаться исправить. Правовые механизмы для этого есть, надо уметь ими пользоваться.

Казахстанцы уже не раз доказывали свою мудрость и выдержанность. Верю, что так будет и впредь. С замечательным праздником, дорогие земляки!

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также