Культура толерантности как фактор политической стабильности

Сегодня мир стоит перед выбором: либо столкновение разных цивилизаций и культур, либо активное взаимодействие и налаживание между ними диалога, стремление к взаимопониманию и сопричастности. Очевидным для многих стал тезис, что воспитывать толерантность, в том числе учить диалогу культур, их взаимопониманию и взаимодействию надо на всех этапах получения образования.

Воспитание толерантности в вузе – актуальная современная задача высшей школы. Высшее образование представляет собой поликультурное образование, и коротко его основные идеи можно сформулировать так: люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ; уважай другие народы, другую культуру; стремись познать жизнь в ее культурном многообразии; знай, что всех объединяет; интересуйся культурной жизнью.

Современный Казахстан — полиэтническое государство, в связи с этим особенно актуальными становятся проблемы этнокультурного характера, такие, как предотвращение межнациональных конфликтов, воспитание толерантности, возрождение национальной культуры, традиций, учет национальных особенностей в процессе обучения и воспитания личности.

В нашем вузе мы организуем учебную работу таким образом, что студенты приобретают систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые и обеспечивают развитие этнической толерантности. Воспитательная работа направлена на формирование совокупности нравственных, эстетических, физических качеств личности студента.

Проведенное социологическое исследование среди студентов Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова показало, что общая этносоциальная ситуация в вузе достаточно благоприятная, бесконфликтная. В высшем учебном заведении обучаются представители разных национальностей.  У молодежи нет негативного отношения к людям другой национальности. Многие студенты отмечают, что для них чувство этнической принадлежности не является главным. Важными, по их мнению, являются личностные качества человека. Определяющими признаками национальности, по мнению студентов, являются культура, язык, быт и традиции. На наш взгляд, очень важным показателем является то, что большинство студентов никогда не испытывали трудностей в общении с людьми других национальностей и культур. Это означает, что проводимая нами учебно-воспитательная работа со студентами позволяет сближать людей, приобщает к истории культур, воспитывает чувство уважения к традициям и языку.

Еще в 2014 году в Кокшетауском университете имени Абая Мырзахметова была открыта кафедра Ассамблеи народа Казахстана, ею заведует доктор педагогических наук С.С.  Досанова. Это не обычная кафедра, не типовая, не классическая. Она выполняет  три задачи.

Первая — учебно-воспитательная. В университете на всех специальностях введен элективный курс «Основы этнической и религиозной толерантности». Студенты проходят профессиональную практику на базе КГУ «Қоғамдық келісім» при аппарате акима Акмолинской области. Для студентов педагогических специальностей читается элективная дисциплина «Психология толерантности».

Вторая задача – научное обеспечение. Профессорско-преподавательский состав кафедры активно участвует в научно-исследовательской работе. Проводятся теоретические исследования по проблемам толерантности. Многие преподаватели приняли участие в международных и республиканских научно-практических конференциях. Например, ряд преподавателей совместно с российскими коллегами участвовали в написании коллективной монографии «Анатомия этнополитики» (РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. — Новосибирск: Изд-во СибАГС), а также «Особенности формирования общественного согласия и единства в Акмолинской области». Преподавателями кафедры  было написано и издано учебное пособие «Педагогическая конфликтология»,  прочитаны лекции на тему «Культурные особенности Казахстана», «Полилингвальная ситуация в Казахстане», «Ассамблея народа Казахстана — институт мира и согласия РК» и много других.

И третья: кафедра является дискуссионной площадкой, где активно обсуждаются вопросы межэтнического развития, толерантности, проводятся конкурсы, кураторские часы, круглые столы, проходят встречи с видными политическими деятелями, учеными и экспертами.

Кафедра взаимодействует с региональными государственными структурами (Акмолинская ассамблея народа Казахстана, АОФ партии «Аманат», этнокультурные объединения, облуправлением внутренней политики, отделами по делам религий и по вопросам молодежной политики). Ряд членов кафедры участвуют в работе научно-экспертного центра при Акмолинской Ассамблее народа Казахстана. Таким образом, в университете созданы все условия для светского образования, воспитания толерантности у студенческой молодежи.

Кафедрой АНК университета при поддержке КГУ «Коғамдық келісім» при аппарате акима Акмолинской области был проведен конкурс среди студентов вузов г.Кокшетау на лучшую патриотическую видеопрезентацию «Я — Казахстанец!». Лучшими оказались студенты нашего университета. Членами кафедры — ст.преподавателем А.И. Свинарчук, к.и.н., доцентом А.К. Капышевым подготовлен научно-исследовательский проект «Средства массовой информации как фактор формирования межнационального согласия казахстанского общества» (на примере Акмолинской области) для участия в  конкурсе научных проектов, посвященных казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства.

В  Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство  народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» Президент акцентирует внимание на том, что Республика Казахстан, являясь  многонациональной страной, построила уникальную модель межэтнического и межконфессионального согласия, всеказахстанского единства,  в  формировании которой важнейшая роль отводится Ассамблее народа Казахстана.

Сегодня Ассамблея способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия, толерантности в обществе и единства народа. На базе университета действует студенческая Ассамблея народа Казахстана  «Өркен», в которую входят студенты  более 16 национальностей. Эта молодежная организация работает во взаимодействии с ААНК и принимает активное участие во всех мероприятиях городского, областного и республиканского уровней. Малая студенческая Ассамблея в университете проводит акции, флеш-мобы, фестивали дружбы народов,  видео-челленджи «Под единым шаныраком», « Мен қазақша сөйлеймін» и др.

Ежегодно в вузе проводятся календарные праздники,  где молодежь приобщается к народному фольклору, учится понимать и любить народное искусство.

И сотрудничество вуза с КГУ «Қоғамдық келісім» продолжает укрепляться. В феврале в Доме дружбы подписан соответствующий меморандум, а в марте состоялась встреча членов ААНК и КГУ «Қоғамдық келісім» со студентами Кокшетауского университета им А.Мырзахметова.

Развитие этнокультурных качеств личности — это сложный, но необходимый процесс. Сегодня в нашем вузе этнокультурная подготовка будущих специалистов в университете основывается на изучении ряда дисциплин: педагогики, философии, культурологии, этнопедагогики, национальной культуры и других. Поэтому студенты университета имеют достаточно хорошее представление об историческом многообразии культур и цивилизаций, о месте национальной культуры в мировом историко-культурном процессе, знают специфику полиэтнической среды и знают, как использовать накопленный опыт для развития способностей личности.

Опыт работы университета им. А. Мырзахметова убеждает, что развитие этнической толерантности является важнейшим показателем уровня готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов, способных к позитивному взаимодействию с людьми разных национальностей, открытых к восприятию других культур, уважению человеческого достоинства и индивидуальности.

Сагинтай Елюбаев,

ректор Кокшетауского университета им. Абая Мырзахметова, Академик Национальной Академии наук РК.

                                                             

Читайте также