— Мы гарантируем беспощадную борьбу с коррупцией, — подчеркивает Глава государства в своих обращениях к казахстанцам и мировому сообществу.
Минимизация этого социального зла является непременным условием развития страны, привлечения иностранных инвестиций, роста доверия между людьми, властью и народом.
О том, какие меры для решения этой важнейшей задачи принимаются в нашей области, мы беседуем с руководителем областного Департамента Агентства РК по противодействию коррупции Арманом Рахимовым.
— Арман Тастемирович, каковы динамика и структура коррупционных правонарушений в нашей области?
— За последние три года количество зарегистрированных коррупционных преступлений снизилось более чем в два раза. Во многом это произошло благодаря введению трехзвенной системы уголовного судопроизводства. Теперь любые действия органов уголовного преследования — признание лиц подозреваемыми, избрание меры пресечения, квалификация деяния, направление дела в суд, прерывание, прекращение производства – утверждаются или согласовываются с прокурором.
Помните, Касым-Жомарт Кемелевич Токаев говорил о том, что «громкие задержания, эффектные кадры имеют краткосрочный эффект. Когда такие дела потом еще и разваливаются в суде из-за недостатка доказательств, недоверие общества к мерам государства по борьбе с коррупцией возрастает».
Так что снижение числа таких необоснованных «громких задержаний» свою роль в статистике сыграли. Но стало меньше не просто регистраций, а именно количества коррупционных преступлений.
Причина наметившейся позитивной тенденции – большая превентивная работа: рост антикоррупционной культуры граждан, цифровизация многих процессов, сводящих к минимуму личные контакты, и устранение условий для взяток и злоупотребления должностными полномочиями.
К примеру, видеорегистраторы, жетоны у дорожных полицейских… И когда-то чуть ли не в легенду вошедшие поборы на дорогах сейчас уходят в прошлое.
По структуре… Половину коррупционных преступлений составляют факты хищений и мошенничества. Основной способ совершения хищений – незаконная оплата и подписание актов за фактически невыполненные работы. Далее идут формальное трудоустройство неработающих лиц, фиктивное оформление служебных командировок, растраты бюджетных средств госслужащими.
В прошлом году в нашей области 51 лицо привлечено к уголовной ответственности. Из них почти половина являются руководителями различного уровня.
— Совсем недавно часто звучала фраза: «по результатам социологических исследований наиболее коррумпированными являются сфера образования и органы внутренних дел». Сейчас как-то слышим об этом реже. Все-таки, какие сферы подвержены коррупции в большей степени?
— Статистика свидетельствует о том, что наибольшая часть коррупционных преступлений совершается в сфере сельского хозяйства. Именно поэтому в прошлом году проведен внешний анализ коррупционных рисков, внесены рекомендации по их устранению. Устойчивая динамика совершения коррупционных преступлений также в сферах культуры, строительства и ЖКХ.
Общее между ними – возможность распределения бюджетных средств, государственных субсидий.
— Какие формы и методы борьбы с коррупцией на сегодняшний день наиболее эффективны?
— Прежде всего, стоит отметить усиление противодействия коррупции на законодательном уровне, в том числе обязательное декларирование расходов и доходов. Немалую роль играет введение института отставки и дисциплинарной ответственности руководителей за коррупцию подчиненных сотрудников, восстановление антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Доказала свою эффективность и дифференцированная система поощрений граждан за сообщение о фактах коррупции, установление полного запрета для госслужащих на дарение и получение подарков, а также другие антикоррупционные новшества.
Особо хочу подчеркнуть значимость системной работы по устранению коррупционных рисков и вскрытию преступных схем. В триаде «превенция- выявление – расследование» ключевую роль играет первое звено.
— Как совершенствуется борьба с коррупцией?
— Исчерпывающий анализ ситуации и методов работы дан в Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы. Проект разработан по поручению Главы государства и сейчас активно обсуждается по всей стране. В документе учтен передовой зарубежный опыт, международные стандарты, наши казахстанские реалии.
В числе приоритетов – развитие честного бизнеса. Компании, работающие честно, должны иметь преференции при госзакупках, налогообложении, получении субсидий и других видов господдержки.
Меры по обеспечению транспарентности бюджетных процессов. Качественная цифровизация определена как фактор снижения предпосылок коррупции, прежде всего бытовой. «Невыгодной» коррупцию сделает институт ответственности за необоснованное обогащение. Он станет логическим продолжением уже начатого процесса всеобщего декларирования.
Особое внимание уделено формированию добропорядочного общества, минимизации возможностей коррупции, мониторингу антикоррупционной политики обеспечению неотвратимости ответственности, дальнейшему вовлечению гражданского общества в противодействие коррупции.
Отдельное внимание в стратегическом документе уделяется развитию института семьи. Антикоррупционная тематика должна быть включена в систему образования всех уровней, начиная с дошкольного. Непрерывное антикоррупционное обучение необходимо внедрить и для госслужащих.
— Арман Тастемирович, дело, конечно, не в словах, но все-таки, по поводу самого термина «добропорядочность». Ну не употребляется он сейчас ни в обыденной речи, ни в специальной литературе по этике. Почему именно его используют и в Концепции, и во всей антикоррупционной работе?
— Слово старинное, многозначное, в русской классике встречается часто. В нашем случае, добропорядочность – это формирование антикоррупционной модели поведения в обществе.
Немаловажно, что именно этот термин широко распространен среди стран членов ОЭСР. Причем, понимается как публичная добропорядочность, то есть, порядочность поведения в общественной сфере. Думается, что и у нас он укоренится именно в таком понимании.
— Совсем недавно шла речь о том, что «магазины честности» как раз призваны формировать добропорядочность. Каждый день мы читали, что в школе, колледже… открылся «магазин честности». Где они сегодня? Многие закрылись еще до карантинных ограничений, остальные после начала обучения в традиционной форме просто не открылись. Возможно, подобные инициативы не до конца продуманы?
— Должен сказать, что в целом, это попытка реализации зарубежного опыта. В Германии, Швейцарии стоит вдоль дороги магазинчик с расфасованной продукцией. Без продавца. И хозяева отнюдь не разоряются.
Внедрение подобных магазинов как раз и было направлено на воспитание и развитие положительных моральных качеств у покупателей, в том числе их внутренней добропорядочности и честности. Посыл проекта – постепенное создание атмосферы доверия в обществе, возможность идентифицировать себя как хорошего, честного человека.
Каких-либо нормативных правовых актов, регулирующих вопрос открытия «магазинов честности», не было и нет. Эта инициатива реализовывалась, полагаясь на международный опыт, и исключительно на добровольных началах.
Попробовали, где-то не получилось, где-то карантин помешал. Но люди поняли, что можно и так. Без продавца и без контроля. Не исключено, что к этому кто-то вернется. Но только добровольно и без кампанейщины.
— Доказал ли свою эффективность общественный контроль? Ведь чтобы разобраться в открытых бюджетах, НПА, качестве строительства… активной жизненной позиции мало. Нужны специальные, профессиональные знания.
— И все-таки, однозначно, ответ – да. Ведь общественный контроль – важнейший инструмент формирования гражданского общества, который на сегодняшний день приобретает особую актуальность. С помощью этого механизма неравнодушные граждане могут внести свой вклад в повышение эффективности системы госуправления.
К примеру, в прошлом году по заявлению представителя общественности антикоррупционной службой области было возбуждено уголовное дело в отношении главного врача Егиндыкольской районной больницы по факту хищения бюджетных средств. Приговором суда виновный осужден сроком на один год и 100 часов исправительных работ, с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе и в квазигоссекторе.
А благодаря другому активному общественнику региона составлен административный материал на руководящее должностное лицо одного из местных исполнительных органов области, который в нарушение Трудового кодекса РК принял на работу в качестве руководителя подведомственного учреждения лицо, ранее совершившее коррупционное преступление. Виновный подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 50 МРП.
В целом, участие граждан в общественных мониторингах, даже в том случае, если среди них нет специалистов в конкретной сфере, определенно дисциплинирует и повышает гласность и ответственность как госаппарата, так и предпринимателей.
Но конечно, наряду с гражданами к общественному контролю мы привлекаем и различных экспертов, специалистов.
Кроме того, сейчас разрабатывается Закон «Об общественном контроле», в котором, полагаю, будут учтены соответствующие вопросы.
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.