В Крещенский вечерок

По церковному календарю для православных христиан всего мира 18 января заканчиваются Святки, начавшиеся сразу после праздника Рождества Христова. Завтра – 19 января – великий праздник Крещения Господне.

А сегодня – Сочельник. Это народное его название, а в Церкви принято говорить «Навечерие Богоявления». Слово «навечерие» обозначает день, пред-шествующий празднику, а сам праздник Крещения Господне имеет еще одно название – Святое Богоявление. Считается, что именно во время Крещения Иисуса на реке Иордан миру было впервые открыто, что Иисус есть Сын Божий.

Для верующих Крещенский сочельник – день строгого поста. Как и в случае с Рождественским сочельником, не принято «вкушать пищу до первой звезды», и после этого едят только сочиво – отваренные с медом зерна пшеницы или риса.
Длится пост до окончания молебна на освящение воды – водосвятия. Воду, освященную в Крещенский сочельник и в день Крещения, называют великой агиасмой (агиасма – буквально, с греческого «святыня»), к ней издавна относились крайне трепетно.

Что касается народного обычая окунаться в ледяную прорубь в день Крещения, ставшего популярным не только среди православных верующих, но и приверженцев других конфессий, то надо помнить, что имеет он языческие корни, к церковным ритуалам отношения не имеет. Да и в условиях ослабевающего, мутирующего, но все еще не отступающего коронавируса, стоит повременить.

Не все желающие православные в условиях «красной» зоны смогут попасть на богослужения в храмы, на чин водосвятия… Но устроить теплый семейный вечер, верующим – вознести молитвы, всем – вспомнить красивые народные обычаи, связанные с этим днем, можно и нужно. Особенно когда многолюдные мероприятия и в светских, и в религиозных учреждениях временно и вынужденно запрещены.

Ну как в этот в зимний вечер не вспомнить балладу Василия Жуковского «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…». Наши прапрабабушки «за ворота башмачок, сняв с ноги бросали». Обязательно за околицей, и обязательно с левой ноги. А потом смотрели, в какую сторону указывает носок башмака – оттуда и приедет жених, и в ту сторону девушке уезжать из родного дома. Если носок башмака указывал назад, к дому, это означало, что девушка в этом году замуж не выйдет.

А дальше: «снег пололи». Происходило это так: девушки выходили во двор, взяв из дома скатерть. Брали ее за края и насыпали на нее снег, потом раскачивали из стороны в сторону с приговоркой: «Полю, полю бел снег среди поля; Залай, залай собаченька; Дознай, дознай, суженый!».

Суженый – это тот, кто судьбой предназначен невесте в женихи. В воображении скатерть заменяла снежное поле. По услышанному лаю гадали о будущем. Хриплый лай означал суженого – старика, густой, ровный лай – вдовца, а звонкий, приятный – молодого мужчину.

А еще «ярый воск топили». Гадание состояло в том, что растопленный воск капали в блюдо с водой и по застывшим причудливым фигурам судили о будущем. Если восковая фигурка будет похожа на венец – значит, идти замуж. А если… Ну это из категории «каждый видит то, что хочет увидеть». А, возможно, где-то в подсознании, наоборот, боится.
Следующие виды гаданий, видимо, появились позже. Самое простое – дождаться полуночи и спросить у прохожего имя. Какое он назовет, так и будут звать жениха или невесту.
Можно загадывать пророчество и по книге – назвать номер страницы, номер строки, открывать книгу и читать строчку о своем будущем. Причем с электронными книгами не получится. Нужен традиционный, бумажный вариант.

Гадание на фасоли заключается в следующем: засыпали фасоль в мешочек, а потом, не глядя, вытаскивали пригоршню фасолин. Если темных оказывалось больше – значит, жених будет смуглым, если больше светлых – жених должен быть светловолосым.

На мятой бумаге гадали: поджечь измятый лист бумаги на железной поверхности и успеть разглядеть что-то в причудливых тенях на белой стене.
На ступеньках совсем просто гадать: поднимаешься на каждую и проговариваешь: «вдовец», «молодец»… Дойдя до последней, смотрят, на каком слове остановились. Главное, чтобы словарный запас был богатым.

Знали наши бабушки о том, что православная церковь запрещает святочные (собственно, как и любые другие) гадания. Но уж очень глубоко укоренился этот обычай, с древнейших времен до наших дней дожил. Причем гадали и веселились все святочные дни. Кстати, считается, что обычай окунаться в прорубь как раз и связан с желанием очиститься от грешных поступков в эти святочные дни.

За семейным столом в сочельник нужно вспомнить и о том, что по тем же древним традициям ночь с 18 на 19 января считается особенной, даже волшебной. В прежние времена (хотя, почему бы и сейчас этого не сделать?) люди ждали полуночи, чтобы увидеть, как «в посудине святая вода колыхнется». Углядев колыхание, надо бежать во двор, чтобы посмотреть, как «в полночь небеса открываются», начиная «сиять». Считалось, что так на землю сходит божественная благодать. О чем открытому небу помолишься, то сбудется.

А поутру в день Крещения умыться снеговой водой: по примете, от этого «Без белил белыми бывают, без румян румяными».
Праздник Крещения Господне вобрал в себя множество народных обрядов и ритуалов, не утратив своей истинной религиозной сути.

Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также