Ближним – милосердие, нуждающимся – помощь, скорбящим – утешение…

В ночь с шестого на седьмое января право-славный мир встречает Рождество Христово. В Казахстане Законом РК от 30 декабря 2005 года седьмое января объявлено выходным днем. И это – значимое подтверждение уважения чувств верующих в нашем светском государстве, где духовное единство поликонфессионального народа стало одной из непреложных ценностей.

В преддверии этого светлого праздника мы беседуем с епископом Кокшетауским и Акмолинским Серапионом.
— Владыка, мы помним теплые пожелания, с которыми Вы обратились к читателям нашей газеты ровно год тому назад. Тогда мы говорили о том, что значит праздник Рождества Христова для верующих, для всего мира. Сегодня хотелось бы поговорить о том, что препятствует исполнению заповедей Божьих, легших в основу общечеловеческих ценностей. Почему в мире еще так много зла, греховных помыслов и деяний.

— В своем прошлогоднем Рождественском послании я говорил о том, что в мире слишком много греха и волчьих законов, царят стремление к наживе и неуемное желание греховных удовольствий.

Все начинается с души человеческой. Господь нас терпит, милует, любит. А мы не делаем выводов. Ведем себя недостойно. Взываем к Господу, когда случаются катаклизмы. В мире – засухи, наводнения, эпидемии… В семье – проблемы с детьми, здоровьем, утрата близких. Но чаще всего люди вопрошают: «За что?». И дальше продолжают вести жизнь неправедную. Не желают совершить усилия над собой, чтобы очиститься, жить по заповедям Господним.

Люди часто греха не замечают, потому что грешат практически все. Кто-то немного, кто-то больше. Что-то вообще за грех не считаем, но это оскверняет нас. Живет семья, не заботясь о своем жилище, тело свое держат в нечистоте. Но внутри себя они свыклись с этим: «У нас все хорошо». Понять ущербность такой жизни могут только люди, стремящиеся жить по-другому, лучше и чище.

Грехи – это не только грязь внешняя. Греховность души видна тем, кто старается очиститься. У тех, кто старается жить в чистоте, боясь преступить заповеди Божьи, открывается внутреннее зрение. Это не уничижение кого-либо, это плач о нашем мире.

Мир погряз в стремлении к удовольствиям. Допустим, доволен человек своею жизнью, все у него хорошо. Заработал деньги, но не благодарит за это Господа, не пускает их на благое дело – помочь нуждающимся, создать производство, чтобы люди могли заработать и кормить свои семьи. Помочь своему городу, селу. Он думает, что это деньги только его. И тратит на дорогие яства, питие, путешествия… Съездил он в места, ставшие сегодня доступными и престижными. Как правило, они не в христианской части мира находятся. Развлекся там, привез сувениры – божков языческих, подарил знакомым. Возможно, телесно он себя стал ощущать лучше, но приезжает с таким багажом черноты…
Легкомысленное отношение к своему спасению, нежелание бороться с греховными привычками и наклонностями, пренебрежение к молитве и чтению священных книг рано или поздно приводят людей в состояние духовного омертвения. Человек продолжает бездействовать, вести привычный образ жизни, жалуется на свою болезнь и при этом не отстает от вредного для себя. Кричит: «Худо я поступаю», и усердно продолжает делать злое.

Мы знаем, что человек не способен сам преодолеть в себе зло. Грех, глубоко поразивший душу и повредивший человеческую природу, невозможно побороть никакими духовными практиками и психологическими тренингами. Лишь Бог способен исцелить и восстановить в первозданной красоте человека.

— Почему же благодать веры, желание очиститься от грехов снисходит не на каждого?

— Мы хоть и похожи друг на друга строением своим телесным, но душами различаемся сильно. Господь зовет каждого, но не каждый откликается. Людям интереснее, проще жить в суете земной, чем идти навстречу Богу. Званных много, избранных мало.

У каждого есть моменты скорби. Человек думает, что делать. Кто-то идет к психологу, кто-то в храм, кто-то в питие находит успокоение.
В семье важны установки правильные. Многое в нас – от родителей. Хорошо, если родители живут мирно, в тишине. Но бывает и по-другому. Человеку важно понять, что идя к Богу, надо от многого отказаться. От гордости, самодовольства, привычек… Это сложно. «Как я могу простить обидевшего меня? — так рассуждают многие.
Кто-то и в семье своей живет по принципу «принимайте меня таким, каков я есть». Надо благодарить Бога за все, что происходит хорошего. А мы всегда хотим большего, лучшего, чем у других. Это связано с нелюбовью к людям, нас окружающим. Главные заповеди – возлюбить ближнего, помочь страждущему. Мешает гордыня. Но Господь смиренным дает благодать, а гордым противится.

— Возможно, для некоторых препятствием является и то, что он сталкивается с людьми, позиционирующими себя верующими, воцерковленными, но в делах своих они отнюдь не лучше иных?

— Видимо, Вы говорите о фарисеях, коих действительно немало. Позвольте напомнить притчу из Ветхого завета. Она небольшая. «Два человека пришли во двор храма помолиться. Один из них был фарисей, а другой – сборщик налогов. Фарисей, встав, молился о себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я – не такой, как другие люди: воры, мошенники, неверные супруги или как этот сборщик налогов. Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода». А сборщик налогов, стоя вдали, не смел даже глаз к небу поднять, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Именно этот человек пошел домой оправданным перед Богом, а не первый. Потому что каждый возвышающий себя будет унижен, а каждый принижающий себя будет возвышен».

Фарисейство связано с обрядовостью. Фарисей всегда желает действовать напоказ, на основе своего честолюбия, даже тщеславия, замешанного на гордости.
Все делает правильно: не пьет, не курит, постится… Осознает себя как самодостаточного, внутри себя видит праведника. Осуждает других. Через какое-то время размышляет: «Все делаю правильно, но ничего не получаю». Многие люди, идущие к Богу, проходят через это. Нет поначалу смирения и кротости. Надо бороться со своим тщеславием.

Другого пути к истинной вере нет.

— И традиционно: Ваши пожелания в светлый праздник Рождества Христова…

— Пусть святые дни праздника станут для нас особым временем для совершения добрых дел. Используем эту благодатную возможность, явив милосердие к ближним, оказав помощь нуждающимся, утешив скорбящих.

Пусть Господь благословит нас миром и да поможет всем нам осознать общую ответственность за настоящее и будущее.
Пусть наши семьи живут в любви и согласии, молодежь наша, да и все мы, будем ограждены от грехов и опасных ошибок.
Желаю всем крепкого здоровья, неоскудевающей радости и щедрой помощи от Бога.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА из архива «АП».

Читайте также