Была аграрная, стала аграрно-индустриальная

Традиционно считавшаяся аграрным регионом с момента обретения Казахстаном Независимости, Акмолинская область по-прежнему входит в число основных пополняющих хлебную корзину страны. Ежегодно наши хлеборобы выращивают не менее пяти миллионов тонн зерна. И каждый акмолинец, безусловно, может этим гордиться. Но время диктует свои условия, наша область встала на путь диверсификации экономики, постепенно закрепив за собой статус аграрно-индустриального региона.

Сформировать сильный и конкуренто-способный промышленный сектор помогла Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, разработанная по инициативе Первого Президента РК – Елбасы Нурсултана Назарбаева в 2010 году. За две пятилетки индустриализации (с 2010 по 2020 годы) в области реализованы 103 проекта, общая сумма инвестиций превысила 340 млрд тенге, созданы 10,5 тыс. постоянных рабочих мест. Диверсификация экономики с уклоном в промышленность привела к структурным сдвигам в экономике региона, по итогам прошлого года доля обрабатывающей промышленности достигла четверти в структуре валового регионального продукта, опередив аграрный сектор.

Такие предприятия, как АО «ЕПК-Степногорск», ТОО «Altyntau Kokshetau», «Казахалтын», кирпичный завод «ENKI», «Казахстанская Агро-Инновационная Корпорация» и ряд других по праву считаются лидерами региональной индустрии.

Однако первые шаги на пути к статусу аграрно-индустриального региона область сделала еще до принятия специальных программ. Например, летом 2005 года в Кокшетау появилось новое предприятие АО «КАМАЗ-Инжиниринг» – одно из первых крупных и успешных совместных казахстанско-российских проектов по сборке большегрузной автомобильной техники. Это стало значимым событием не только для областного центра, региона, но и для всей страны. Кстати, в торжественной церемонии открытия завода принял участие Нурсултан Назарбаев. Так началась история казахстанского «KAMAZ».

Начинали заводчане с трех модификаций автомобилей «KAMAZ» и трех моделей автобусов марки «НефАЗ». Позже от производства автобусов пришлось отказаться, поскольку достаточно габаритные машины были не востребованы. Спустя всего два года после открытия предприятие оказалось на пике производственных возможностей и даже увеличило годовую запланированную мощность в 1500 единиц при работе в две смены, выпустив более двух тысяч автомобилей. Этому способствовал строительный бум в стране, хорошо работала лизинговая система. За грузовиками, собранными в Кокшетау, стояла очередь.

Затем последовал небольшой спад, связанный с мировым финансовым кризисом. «Лихорадило» завод и в 2009-2010 годах, на площадках в два гектара скопилось около тысячи нереализованных автомобилей. Однако предприятие удержалось на плаву, а уже в 2011 году погасило убытки, понесенные за время кризиса.

В итоге за годы существования «младшим братом» ПАО «КАМАЗ» (г. Набережные Челны) собраны тысячи грузовиков, которые реализованы на внутреннем рынке страны для использования во многих сферах народного хозяйства. «KAMAZ» отечественной сборки служит в Вооруженных Силах РК и органах ЧС.

Да, это крупноузловая сборка, ведь готовые машинокомплекты поставляются напрямую от автогиганта. Но назвать производство на главном конвейере АО «КАМАЗ-Инжиниринг» полностью «отверточным» нельзя. Предприятие постоянно работает над увеличением процента казахстанского содержания в конечной продукции за счет локализации некоторых производственных процессов. Так появился заготовительный участок, где обрабатывается листовой металл для изготовления грузовых платформ.

Четыре года назад локализация производства по базовым грузовикам составила 25%, спецтехнике — 20-45% (в зависимости от модификации). Достигнуты такие показатели за счет исполнения запланированных проектов по локализации (производство грузовых платформ, кабин, поставка сборочных машинокомплектов не целиком, а отдельными деталями). Кстати говоря, воздушные ресиверы (один из элементов тормозной системы автомобилей) поставляет наше АО «Тыныс».Что касается модельного ряда, то в сравнении с начальным этапом он расширился боле чем в десять раз.

На заводе внедрена система бережливого производства. Смысл ее заключается в постоянной и неустанной борьбе с потерями, сокращении производственных затрат. За образец была принята как мировая практика, так и Производственная система «КАМАЗ» (PSK), разработанная в ПАО «КАМАЗ». Несколько лет назад такт производства одного автомоблия занимал 90 минут, а благодаря системе бережливого производства он сократился до одного часа. Тот же конвейер, те же люди, то же время, а в конце рабочего дня, если это понадобится, возможно выпустить больше автомобилей.

Сегодня АО «КАМАЗ-Инжиниринг» является одним из наиболее технически оснащенных предприятий Казахстана. Автомобили, собранные в Кокшетау, соответствуют техническому регламенту, действующему на территории РК, что подтверждается сертификатом о происхождении товара формы СТ-KZ.
В год празднования 30-летия Независимости АО «КАМАЗ-Инжиниринг» стал лауреатом престижного конкурса «Парыз» в номинации «Лучшее предприятие в области охраны труда».

Читайте также