Всегда ли устами младенца истина глаголит…

— Сходи в мой детский сад и поучись, как надо готовить. В супе – ни петрушки, ни морковки, только бульон и картошка. Ничего вылавливать не надо, — такой совет мне давала когда-то пятилетняя дочь.

А вспомнила я об этом, прочитав, что в Павлодарской области запустили пилотный проект, нацеленный на улучшение ассортимента и качества школьного питания. Уже до конца года все павлодарские учащиеся смогут нажать соответствующую кнопку на электронном табло и выразить свое мнение по поводу блюд, которыми их потчуют во время перемены.

Если они слишком часто будут использовать в процессе оценки деятельности школьных столовых смайлик «неуд», то руководство школы будет решать вопрос о смене арендатора.

В школе я не работала, детскую психологию в вузе не изучала. Исхожу из своего опыта «витаминизации» родных детей, а теперь уже и внуков. Творог, ими не любимый, незаметно в пюре картофельное добавляла, кабачковый торт сооружала, печень в котлетах пыталась замаскировать… Но чаще всего встречала категоричное: «Не хотим твою полезную…».

Это к тому, что сколько детей, столько и вкусовых пристрастий, в семьях сформированных. Причем часто здорового питания отнюдь не придерживающихся. А если учесть, что по программе «Всеобуч» на школьное питание для детей из социально уязвимых слоев населения выделяется сумма небольшая (но в ближайшее время достигнет 616 тенге), то очевидно, что добросовестным работникам столовой приходится прилагать немало сил и мастерства, чтобы накормить детей. Понятно, что на эту же сумму стараются приготовить обед и для остальных.

Кому-то нравится, кому-то нет. И тут появляется возможность оценку поставить. Самому! Сдается мне, что, если ребенок пришел в столовую после урока, где сам «неуд» получил, то преодолеть искушение в отместку наказать кого-то будет сложно. Есть еще «феномен заражения»: «А ты что поставил?». Да мало ли… Может, ребенок элементарно плохо себя чувствовал.

Я далека от того, чтобы вовсе игнорировать мнение детей. Прислушиваться нужно. И выяснить при этом, что именно и почему не нравится. Контроль за работой школьных столовых, конечно, нужен. Но пусть этим займутся администрация школы, попечительский совет, службы санитарного контроля. Иначе растеряем мы арендаторов, желающих в школах работать. Их, собственно, и так немного.

Пословица «Лиха беда начало» своей актуальности не утратила. Вдруг появится желание дать детям возможность учителей оценивать, а там и родителей…

Мои молодые знакомые, гостившие у родственников в Финляндии, сказали, что пока их четырехлетней дочери 18 не исполнится, больше туда не поедут. Не хотела Даша уходить с детской площадки. Они ее не «шлепали», голос не повышали, просто папа взял сопротивляющуюся девочку подмышки и в дом понес. Не успели дверь в квартире закрыть, к ним уже стучали специалисты из органов опеки. Финны – свидетели произошедшей сцены им уже позвонили. И то, что там заявления самих школьников на родителей нередки, отнюдь преувеличением не является.

Так что, любя наших детей, заботясь о них, может, все-таки не будем до поры до времени искушать их возможностью давать оценку взрослым профессионалам? Прислушиваться, но действовать по принципу «доверяй, но проверяй».

Собственно, я сейчас не только о школьных столовых и не только о детях. Все больше примеров, когда некоторые взрослые наши сограждане как-то слишком буквально трактуют принцип «слышащего государства», пытаются использовать его для защиты своих требований, в правовое поле не вписывающихся. Но это тема отдельного разговора.

А может, я не права? Давайте обсудим.

Фото с сайта pavon.kz

Читайте также