В эти дни моему отцу исполнилось бы 85 лет, но, увы, он рано покинул этот мир, в возрасте 56 лет. Я часто вспоминаю о нем, и хочу рассказать о памятных эпизодах нашей жизни…
Нас у отца было четверо детей. Мама Раушан ушла из жизни в возрасте 33 лет, когда моей сестренке было всего 3 годика, а мне – 6 лет. Поэтому родную маму мы знаем только по рассказам родственников. Старший брат Сапар трагически скончался в возрасте 25 лет. Сестра Шынар скончалась в младенческом возрасте. Думаю, что выпавшие на долю отца тяжелые испытания и переживания значительно укоротили его жизнь.
Отец работал журналистом в областной газете «Коммунизм нұры». Заработки были небольшими, и отец вечерами и ночами занимался творчеством, писал книги. Надо отдать должное его таланту и кропотливости, с которой он полностью отдавался писательскому труду. В ту пору писать приходилось вручную, а затем рукописный текст набирали стенографистки. Почерк у отца был испорчен многолетней практикой, а из-за слабого зрения во время письма он был вынужден вплотную наклоняться к столу, буквально упираясь в него носом. С самого детства я видел всю тяжесть этого труда, сопряженного, к тому же, с издержками для здоровья. Не зря говорят, что писать – все равно, что копать колодец иголкой…
О душевной широте отца и его умении расположить к себе окружающих можно говорить много.
Помню, как однажды он приехал ко мне в воинскую часть, расположенную под Оренбургом. В первую очередь организовал мне увольнительную, и мы с ним пару дней пробыли вместе. Как истиный казах и знаток национальной кухни, он привез с собой разные мясные вкусности, которые я поглощал, можно сказать, с упоением. Помню, как после отец общался с моим начальством – высшим офицерским руководством, рассказывал им анекдоты, и в итоге обаял их своим талантом рассказчика. После его отъезда один из главных офицеров, отведя меня в сторону, с неподдельным восхищением отозвался о моем отце, и я был бесконечно горд за него. Ясно помню мое душевное смятение и наворачивающиеся на глаза слезы при расставании…
Второй случай, характеризующий моего отца, произошел уже после его кончины. На нашей улице жил человек, который всегда за спиной таскал торбу со скарбом. У него было искривление шеи, возможно, в результате инсульта, поэтому его голова с торчащим наружу языком всегда была повернута в одну сторону, и поэтому он толком не мог говорить. Жил он крайне бедно, и отец по возможности опекал его, помогая вещами и продуктами.
Однажды, в один из траурных дней, в знак благодарности к покойному, тот человек пришел к нам домой для прочтения заупокойной молитвы, искренне скорбя по своему безвременно ушедшему товарищу. На меня этот случай произвел неизгладимое впечатление.
Отчетливо помню, как отец после тяжелой болезни уходил от нас в вечность. Был погожий сентябрьский день, и я был занят приготовлениями к семейному торжеству. Поехал за мясом в районный центр вместе с ныне покойным дядей Кайроллой. Уже не помню как, но нам поступил срочный вызов из областной больницы, где находился мой папа. Бросив все дела, мы помчались в город. По дороге меня одолевали тревожные мысли и предчувствия, которым суждено было сбыться. Когда вошел в палату, я увидел возле отца пару медработников…
Он осмысленно посмотрел на меня, явно желая что-то сказать, но было уже слишком поздно. Помню его испуганно-удивленный взгляд куда-то в сторону, словно он увидел то, что от наших глаз было скрыто…
Потом были похороны, и в нашем доме, казалось, побывала половина города, люди приезжали со всех уголков нашей необъятной Родины. В здании казахского драмтеатра состоялось официальное прощание с отцом, а похоронная процессия растянулась на несколько километров. Помню, как на импровозированном митинге на похоронах, выступила с пламенной речью заместитель главы администрации Светлана Жалмаганбетова.
При жизни отец не успел издать свой последний роман «Киянат». Помню, как папа переживал по этому поводу, сетуя на то, что результаты бессонных ночей и кропотливого труда могут стать напрасными. Во многом благодаря стараниям мамы, которая бережно сохранила рукопись, эта книга все же вышла. Специально к ее презентации мы также обновили памятную доску, которая по решению депутатов тех лет была вывешена на стене отцовского дома после его смерти. Новую изготовил профессиональный скульптор Дома художников Ермек Токтаров, и результат превзошел все ожидания. На памятном мероприятии старый соратник отца Октябрь Алибеков, потрясенный схожестью лика на барельефе с прототипом, с душевным трепетом произнес, что мы по-настоящему оживили отца.
Отец мечтал о внуках, но этому не суждено было сбыться. Первая его внучка, моя дочь Динара, родилась 27 августа 1993 года, ровно в тот день, когда мы проводили годовщину его смерти. Сейчас у отца уже 11 внуков, и я уверен, его дух оберегает и опекает их, стараясь направить по верному жизненному пути.
Младшие дочери Нурай и Ажар только вступают во взрослую жизнь. Сын Алихан тоже растет смышленым малым, наполняя смыслом мою жизнь. А старшая дочь Динара сейчас живет в Америке, обзавелась семьей, наделила меня почетным званием деда. Когда родился внук, я полетел в Америку знакомиться с новой семьей дочери и ее мужем – американцем. Главными подарками молодым от меня были Коран и национальный астау…
Последнюю часть моего повествования хочу посвятить нашей нынешней маме, которая заменила нам родную. Надо отдать должное ее смелости и решительности, когда она сошлась с мужчиной, имеющим на иждивении троих детей. Все домашние заботы легли на ее плечи, ей пришлось оставить престижную в советское время работу в торговой сфере. Отец прожил с мамой 14 полноценных и счастливых лет в мире и согласии.
Перед своей смертью отец завещал нам быть дружными, и этот завет мы обязаны передать своим детям. А пока мы будем помнить о наших Героях, какими несомненно были наши отцы и деды, они будут жить в наших потомках через многие поколения.
Алмас ХАСЕНОВ,
директор филиала «Есил Су»
РГП «Казводхоз».
СПРАВКА «АП»
Мади Хасенов – журналист, писатель, автор сборников рассказов «Первая песня», «С боями до Берлина», сборника очерков «Люди особого склада», повестей «Топот тулпара», «Кайсар», романа «Риск» и др. За журналистский и писательский труд Мади Хасенов был награжден медалями «За освоение целинных земель», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За трудовую доблесть», удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры Казахской ССР». Член союзов писателей и журналистов СССР.