Как возникло село Приречное

«Наша страна не по своей воле стала многонациональным государством, сюда депортировали многих людей, были вынужденные переселенцы. И все у нас равноправны, невзирая на национальную и религиозную принадлежность».

Думается, что многие участники Международной научно-практической конференции, организованной Республиканским проектным офисом по полной реабилитации жертв политических репрессий, акиматом Акмолинской области, КУ им. Ш. Уалиханова, слушая выступление Натальи Стока, вспомнили эти слова Елбасы Нурсултана Назарбаева.
Наталья Владимировна – учитель истории ОШ села Приречное Зерендинского района – много лет приобщает своих учеников к краеведческой работе. Познавая историю родного села, молодые казахстанцы понимают ценность дружбы и взаимопонимания.

Мы публикуем выдержки из выступления Натальи Стока.
«Судьбы миллионов жертв политических репрессий никем не выдуманы. Это жестокая реальность. Казахская земля стала местом дислокации многочисленных концентрационных лагерей – одного из наиболее страшных изобретений тоталитаризма. «Щупальца» лагерей дотянулись и до нашего Зерендинского района.

На месте нашего села Приречное Зерендинского района Акмолинской области в 1930 году на левом берегу реки Чаглинка, между селами Павловка и Чаглинка, была образована колония № 14, отделение №3 НКВД для политических заключенных из западных районов СССР.

Старожилы села рассказывают, что дома-полуземлянки служащих колонии строились на правом берегу, а на работу ходили в колонию на левый берег. Население состояло из 100 че-ловек сотрудников колонии, обслуживающего персонала и трех тысяч заключенных на срок от одного года до 25 лет.

Долгое время почти в центре села возвышался каменный карцер, туда никто не хотел заходить. Одна из старожилов села, Александра Сергеевна Оноприенко, рассказывала, что все стены и пол в этом помещении были пропитаны кровью заключенных. Потом карцер снесли, сравняли с землей.

Первые жители села – семьи Карпухиных, Дороховых, Аитовых, Елисеевых, Смирновых, Вергизовых (служащих колонии), Гиленко, Рахматуллиных, Акжановых (из числа заключенных). Их потомки по-прежнему живут и работают в Приречном.

В колонии все делали для себя сами, были электростанция, гараж, коровник, пекарня, швейная мастерская, ясли и начальная школа. В 1941 году под руководством одного из заключенных, Георгия Яковлевича Гиленко, была построена ветряная мельница. Все считали, что его осудили специально, чтобы он построил мельницу. Г.Я. Гиленко навсегда связал свою судьбу с нашим селом, его правнуки учатся в нашей школе.

После войны заключенных в колонии стало намного больше, сюда стали отправлять не только политических, но и осужденных за уголовные преступления, за сотрудничество с оккупантами…

Хоронили заключенных тут же, в общих рвах, которые стали братскими могилами без указания имен или номеров. За все время существования колонии было три места захоронения заключенных. Самые ранние братские могилы 30-х годов расположены на правом берегу р. Чаглинка, точное местонахождение пока установить не удалось. Второе захоронение сейчас находится на территории села вдоль дороги, самые поздние братские могилы расположены в западной части местного православного кладбища.

В 1953 году, после смерти Сталина, колонию расформировали. На месте лагерного хозяйства было создано село Приречное. Остались здесь жить и бывшие заключенные, и бывшие сотрудники колонии. Их потомки живут в нашем селе. В нашем селе также живут дети, внуки заключенных, которые остались здесь «под комендатурой» – Янченко, Кучинскас, Вовчок, Стока, Райзих и другие. За годы войны население увеличилось за счет депортированных – немцев, ингушей, литовцев, белорусов, латышей, украинцев, поляков.

В Приречное прибыли (как тогда называли «под комендатуру») несколько семей из Китая. Например, семья Алешковых – из числа забайкальских казаков, после Гражданской войны оказалась под Харбином. Его в то время называли «русским городом». А после освобождения Харбина от японцев город и окрестности стали заселять китайские семьи, с 1950 года советские агитаторы стали зазывать местное население вернуться в Советский Союз.

Вместе с другими семьями решили переселиться и Алешковы. В товарном вагоне их депортировали до железнодорожной станции «Кокчетав», а затем на машинах доставили в Приречное. Переехать куда-либо они сначала не имели права, а затем привыкли к новой Родине. Многочисленное потомство этой семьи по-прежнему живет в нашем селе.

К сожалению, документы и данные относительно лагеря №3 и заключенных в нем людей до сих пор засекречены и частично утеряны. Но мы верим, что историческая справедливость будет восстановлена, и потомки невинно осужденных дождутся их полной и окончательной реабилитации».

Записала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также