Слова «служба» и «служение» – однокоренные

Руководитель областного департамента по делам государственной службы Берген Беспалинов – частый гость нашей газеты. Он – из плеяды руководителей, хорошо понимающих значимость СМИ как важного элемента механизма обратной связи с гражданами.

Сегодня мы беседуем об одном из ключевых месседжей Послания Президента страны: «Главный принцип «слышащего государства» – госаппарат должен работать в интересах граждан. Это в первую очередь касается местных властей».

— Берген Маратович, расскажите, пожалуйста, о том, как госслужащие нашей области реализуют это поручение Главы государства.

— Недавно прочел о таком понятии «моральный компас». Очевидно, что оно обозначает некий вектор на развитие этических ценностей. Для государственных служащих он всегда должен быть направлен на решение проблем наших граждан. Интересы общества должны быть выше личных интересов. Ни один житель ни одного региона не должен оставаться один на один со своими проблемами. Задача любого госслужащего – содействие их решению. Мы должны работать над формированием нравственного облика самого госслужащего, его мировоззрения. В своей работе мы уделяем этому огромное внимание.

— Прошу прощения, но, допустим, я, как любой рядовой гражданин, обратилась за какой-либо государственной услугой. Мне, в принципе, не очень интересно, насколько высока нравственность госслужащего. Главное – получить качественную услугу в установленные для этого сроки. Для это он прежде всего должен быть профессионалом. Разве не так?

— Профессионализм и нравственные качества друг другу отнюдь не противоречат. Более того, повышать свой профессиональный уровень – это не только служебный, но и нравственный долг госслужащего.

Вы же понимаете, что любую обязанность можно исполнять по-разному. Можно «от сих до сих», а можно (в идеале для госслужащего – должно) так, чтобы помочь человеку даже в том случае, если он допустил какую-то ошибку, не может внятно сформулировать суть своего обращения.

Если это и не прописано функционалом, надо разъяснить человеку его права. И сделать это так, чтобы он понял, независимо от уровня своего образования, правовой грамотности.

В серьезных коррективах нуждается система льготного субсидирования сельхозтоваропризводителей. Государство выделяет огромные средства, но доходят они далеко не до всех. Руководители мелких крестьянских хозяйств иногда и не знают о них, а кто-то рукой махнул: «Все равно ничего не получится».

Так быть не должно. Специалисты соответствующих отделов предпринимательства, сельского хозяйства, местных исполнительных органов власти должны не только разъяснить, но и помочь вовремя оформить заявку.

— А не является ли сама возможность помочь тем самым коррупционным риском: «Кому-то – помогу, а кому-то не помогу…». Не надежнее ли наладить систему субсидирования так, чтобы от «субъективного фактора» ничего не зависело?

— В идеале и в перспективе, причем совсем не отдаленной, именно так и будет. Цифровизация, оказание госуслуг в электронном формате – реальность уже сегодня, завтра – тем более. Вспомните ставший нарицательным процесс получения адресной справки. А ведь в год их выдавали не менее 2 млн. Какой объем работы, какое количество бумаги…
Сегодня многое можно сделать не выходя из дома. Получение, замена удостоверения личности – считанные минуты, регистрация автомобилей, оформление водительских прав – в течение часа. И алгоритм настолько регламентирован, что «порадеть родному человечку» не удастся при самом горячем желании. Никому. Это – самый надежный путь искоренения коррупционных рисков, движения к сервисной модели государственной службы.

Но приведу такой пример. Обратилась к нам жительница Кокшетау. Ей назначили время. Жду, не приехала. Позвонили, предложили приехать в другой день. Опять на прием не пришла. Звоню сам, она со слезами: «Живу на пятом этаже. Проблемы с ногами. Пока спущусь, такси уезжает». Приехали к ней на дом. Решили проблему, с которой она обращалась. Помогли с социальным работником, с инвалидной коляской.

Так что сегодня у нас еще много людей, которые в этот четкий алгоритм оказания госуслуг не вписываются. Надо помочь. Уверен, что никто из акмолинских госслужащих не скажет: «Не обязан…». В таких случаях и проявляются нравственные, человеческие качества.

Еще раз подчеркну, что отнюдь не преуменьшаю значимости профессионализма. Цифровизация и здесь – в помощь. Если получая госуслугу, кто-то видит, что сотрудник некомпетентен, может тут же через мобильное приложение «Цифровой агент» отправить претензию. Отреагируют незамедлительно. Причем из вышестоящей организации. Сервисная модель оказания госуслуг изменила отношение госслужащих к своей работе, вместо распространенного ранее «я могу» пришло «я обязан».

Но хотел бы обратиться и к гражданам: получить любую государственную услугу в установленные сроки – ваше право, но, пожалуйста, поймите, что это не отменяет обязанности предоставить все указанные в перечне документы, разговаривать спокойно, пытаться понять… Словом, будем взаимно вежливы.

— «Важным моментом должны стать независимые социологические опросы. Они дают объективную картину реального отношения населения к качеству работы органов власти. Через опросы голоса граждан слышны напрямую, а не посредством формальных отчетов», — об этом также говорит Президент в своем Послании. Ведется ли работа в данном направлении?

— Несомненно, настало время научного подхода, глубокого анализа. И результаты тех опросов, которые мы уже проводим – тому подтверждение. При помощи анкетирования мы определяем психологический климат в коллективе, проводим оценку качества оказания госуслуг. Анализ результатов позволяет увидеть слабые места и работать в этом направлении.

— Берген Маратович, но в прикладной социологии есть такое правило: «каков вопрос – таков ответ». То есть от того, насколько грамотно и профессионально составлен опросник, зависит и репрезентативность исследования.

— Согласен. Заниматься проведением социологических опросов должны профессионалы, вместе с ними нужно анализировать полученные результаты. И сопоставлять в выводами, сделанными при помощи иных методов. Есть же еще экспертные опросы, наши беседы с наставниками, уполномоченными по этике… По сути они и являются экспертами.

Мы проводим мониторинг СМИ, социальных сетей, анализируем характер обращений граждан. Нашим департаментом в текущем году рассмотрено более 120 обращений граждан (2020 г. – 130). В большей части из них просят разъяснить отдельные нормы законодательства о государственной службе. На втором месте – нарушения Этического кодекса. Далее – несогласие с итогами конкурсов, обжалование актов дисциплинарных взысканий и увольнений…

— А вот само количество обращений о чем свидетельствует? Разве не о наличии каких-то слабых мест и нарушений? Ведь если механизм отлажен, работает «как часы», то и обращаться незачем? И не секрет, что часть из них носит спекулятивный характер. О чем, собственно и Президент говорит в Послании, когда подчеркивает недопустимость иждивенческих настроений.

— Опять же, в идеале, наверное, да. Но этот идеал недостижим ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе. Причем не только у нас. Другое дело, что действительно количество обращений должно снижаться, их характер – изменяться. На место жалоб должны прийти предложения по совершенствованию, благодарности, в конце концов.
Убежден, что сегодня отсутствие обращений – это признак недоверия граждан к конкретному государственному органу. Они должны быть, люди должны приходить к нам со своими проблемами. Но все они должны решаться в правовом поле.

— Насколько успешно проходит процесс внедрения факторно-балльной шкалы оплаты труда? Привело ли это, как задумывалось, к усилению ответственности и мотивации госслужащих?

— Выводы делать пока рано, заработала эта система чуть более трех месяцев тому назад. Первые выводы: заработная плата реально возросла. Количество участников в конкурсах на занятие вакантных должностей увеличилось в два раза. Были случаи, когда на одно место претендовало до 10 кандидатов.

Мы подчеркиваем, что повышение зарплаты не может быть механическим. Должна быть прямая связь с повышением эффективности работы и уровня ответственности. Об эффективности будем судить по уменьшению количества жалоб, росту положительных откликов, степени решаемости социальных вопросов и реальных проблем, повышению качества оказания госуслуг.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также