Сфера защиты прав потребителей в Казахстане является одной из проблемных в стране. По данным Комитета по защите прав потребителей, ежегодно от граждан в государственные органы поступает более 50 тыс. обращений по защите их прав. Остается проблема слабого знания законодательства потребителями и алгоритмов действий при разрешении потребительских споров.
Развитие электронной торговли, предполагающей взаимодействие потребителей и бизнеса, находящихся в разных регионах Казахстана, еще более остро поднимает вопрос о необходимости сотрудничества между объединениями потребителей и их консолидации. В связи с чем Комитет по защите прав потребителей выступил с инициативой обсудить возможность создания Национальной ассоциации общественных объединений.
Предполагается, что в ассоциацию войдут все общественные объединения, которые на текущий момент работают в Казахстане в области защиты потребителей. Национальная ассоциация будет иметь широкую сеть представительств в регионах страны.
Положительным примером консолидации могут служить Ассоциация деловых женщин Казахстана, Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Казахстана и, наконец, Национальная палата предпринимателей «Атамекен».
Что касается общественных объединений по защите потребителей, сейчас их зарегистрировано порядка 172, из них 47 осуществляют одновременно защиту как потребителей, так и предпринимателей, 65 действуют исключительно в интересах потребителей, из которых около 40 наиболее активны во взаимодействии с уполномоченным органом. При увеличении количества регистрируемых в стране обществ по защите потребителей значительное количество существует номинально, то есть на бумаге.
Большинство обществ работают разрозненно, не всегда эффективно взаимодействуют с государственными органами. А это связано с разными подходами к вопросам защиты потребителей, разным финансовым обеспечением и разными профессиональными возможностями, что сказывается на эффективности.
Объединение в одну ассоциацию позволит переформатировать институт объединений по принципу «от количества – к качеству», так как потребители хотят знать о степени надежности и серьезности общественных объединений; внедрить обязательное требование при разработке законов и других нормативных правовых актов, чтобы проводился анализ их влияния на интересы потребителей; обеспечить для всех общественных объединений, в том числе расположенных в сельских местностях, равные возможности, формируя справедливое гражданское общество; минимизировать участие государства в разрешении потребительских споров.
Принципы работы ассоциации, цели, задачи, функции, финансирование и другое, будут закреплены законодательно. Никто не будет принуждать общественные объединения вступать в данную ассоциацию.
А создание института омбудсмена поможет поднять проблему защиты прав потребителей до уровня Главы государства. Предполагается, что омбудсмен будет выступать в роли голоса народа и общественных объединений, который напрямую доведет существующие проблемы сфер и отраслей, где нарушаются права потребителей, до первых лиц государственной власти.
Ассоциация в свою очередь сможет, например, решать проблемы, которые возникают в нескольких регионах одновременно. Здесь можно привести в пример проведение алматинскими фирмами презентации и продажи массажных накидок стоимостью до 1000000 тенге с пакетом подарков (одеяло, подушка, ручной массажер, озонатор и т.д.). Когда потребитель понимает, что товар не соответствует информации, предоставленной во время презентации, а цена необдуманной покупки в разы ниже, потребитель принимает решение его вернуть, и тут возникает ряд юридических вопросов, которые потребитель, а это, в основном, пожилые люди, пенсионеры, самостоятельно решить не в состоянии. Причем необходимо отметить, что уже на протяжении двух лет такие презентации периодически проводятся в разных регионах республики.
В данной ситуации возникает нарушение прав потребителей из разных регионов, и предполагается, что решать его будет не каждое общественное объединение отдельно, а ассоциация через подготовку единого искового заявления, подачу его в суд, с распространением его решения по всей территории РК. В результате появится прецедент, который позволит предупредить повторение аналогичных ситуаций в других городах и областях страны. Именно по такому принципу, предполагается, и будет работать ассоциация.
Общественные объединения защиты потребителей Акмолинской области, а их у нас зарегистрировано два, единогласно поддержали необходимость создания Национальной ассоциации общественных объединений, внедрение института омбудсмена. Поддерживают и возможность исключения вступления в Национальную ассоциацию общественных объединений с двойными функциями целей и задач, например, ОО «Защита прав потребителей и предпринимателей» г. Петропавловска.
Жизнь показала, что для более эффективной защиты прав потребителей и выстраивания консенсуса взаимоотношений «предприниматель-потребитель» по аналогии с действующими ассоциациями, необходима такая же сильная организация и для защиты потребителей.
Светлана ЗАНЕГИНА,
руководитель облдепартамента
по защите прав потребителей.