ЭКСПЕРТЫ: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Лаша ЧХАРТИШВИЛИ (Грузия),
театральный критик, ассоциированный профессор искусствоведения Государственного университета театра и кино имени Руставели, вице-президент объединения международных театральных критиков, генеральный директор Центра исследований современного грузинского театра:

— Кокшетау – эпицентр театральных переживаний в постпандемическом Казахстане.
В последние годы небольшой город Казахстана – Кокшетау стал своего рода центром театрального искусства, который объединяет лучшие театры Казахстана и ближнего зарубежья.

Профессиональный коллектив Акмолинского областного русского драматического театра создает основу для новых проектов, совместного творчества и работы. Его руководитель Бейбут Бахтыгереев является одним из успешных менеджеров сферы культуры в Казахстане, сумевшим и во время пандемии реализовать множество проектов.
Для международного театрального фестиваля «ТеART-Кокше» была выбрана сложная, академическая и разнообразная программа.

Представленная акмолинским театром документальная трагедия «26-я точка» повествует о жизни обитателей женского лагеря, ставшего известным миру как АЛЖИР. Одна из «точек» сталинских репрессий находилась сравнительно недалеко от Кокшетау. Возможно, это и помогло режиссеру Шамилю Дыйканбаеву, актерам превратить спектакль в молитвенное действо.

Акмолинский драматический театр представил на фестивале и неординарный спектакль «Сиротливый запад» по пьесе Мартина Магдонаха.
Сам факт обращения к драматургии Магдонаха свидетельствует о прогрессивной, ориентированной на современность репертуарной политике театра. После просмотра спектакля меня впечатлило, что режиссер Шамиль Дыйканбаев, несомненно, талантлив, креативен. Но он не хочет доводить до задуманного автором перфекционизма, детализируя всю постановку. Поэтому зрелище производило впечатление бесконечности.

Сания КАБДИЕВА (Казахстан),
кандидат искусствоведения, заслуженный деятель РК, профессор кафедры истории и теории театрального искусства Казахской национальной академии искусств имени Жургенова, председатель Казахстанской секции Международной ассоциации театральных критиков:

— Кокшетау становится центром притяжения театрального мира. Прошедший фестиваль – праздник для зрителей, для профессионалов – очень интересный материал и опыт.
Становящийся традиционным фестиваль «ТеART-Кокше» набирает силу. В этот раз мы увидели и новые интересные коллективы, и те, что принимали участие в двух первых фестивалях.

Показаны хорошие, профессиональные работы. Победителем в номинации «Лучший актерский ансамбль» стала молодежная труппа акмолинского театра. Талантливые ребята сумели воплотить интересную интерпретацию замысла ирландского режиссера Мартина Магдонаха режиссером Шамилем Дыйканбаевым. Это очень сложный материал, спектакль «Сиротливый запад» свидетельствует о большом потенциале и акмолинского драматического театра в целом, и молодых актеров в частности.

Я часто бываю в Кокшетау, вижу колоссальный рост профессионализма театра. Несомненны положительная динамика и поступательное движение, которые в конечном итоге могут привести к настоящему взрыву.

Прекрасная труппа, пробуют разные жанры, работают с разными режиссерами, создаются новые сценические площадки. В таких пространствах можно пробовать новые жанры, говорить о сегодняшнем дне. Возможно, не напрямую, иносказательным языком. Но театр обязан быть современным. В Кокшетау это хорошо понимают.

Подготовила Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также