После торжественного открытия праздника искусства – III международного фестиваля «ТеART-Көкше» в ДК «Кокшетау» – ценители и преданные поклонники театра все последующие конкурсные дни были готовы к новым впечатлениям, стараясь везде успеть. Кому понравилось, кто огорчился, и что было не по плану, постараемся рассказать объективно.
О жюри
Остановимся отдельно на работе компетентного жюри. Безусловно, это не какие-то случайные люди, приехавшие в гости. В его составе высококвалифицированные профессионалы сферы: председатель казахстанской секции международной ассоциации театральных критиков Сания Кабдиева (г. Алматы), художественный руководитель Бишкекского городского драмтеатра Цыцыгма Умуралиева (Кыргызстан), театральные критики Глеб Ситковский (Россия), Лаша Чхартишвили (Грузия), Нияз Игламов (Татарстан).
Труд и оценка мастеров такого уровня, несомненно, необходимы нашим казахстанским театрам, а сравнить их можно разве что, образно выражаясь, с профидегустаторами кулинарных шоу, ведь театральное искусство – это изысканная кухня. Наблюдать за их кропотливой работой и терпением – одно удовольствие: не договариваясь между собой, без прикрас, «не причесывая» собственное мнение и видение ситуации, прямо указывают на недочеты. Удивляет, насколько члены жюри деликатно, индивидуально подходят к работе каждого творческого коллектива, во время «разбора полетов», показывают настоящий мастер-класс. Формулировки четкие, понятные, критика конструктивная, местами беспощадная – именно такая работа, безусловно, заслуживает уважения и коллег, и людей, далеких от искусства.
«Собака»
Актюбинский областной театр кукол «Алакай» привез «Собаку» Нодара Думбадзе – историю из жизни маленького грузинского поселка во время Великой Отечественной войны. Произведение достаточно известное, нашему зрителю знакомое по одноименной постановке на акмолинской площадке. Глазами Собаки зрители видят мир вокруг, чувствуют фальшь и ложь, переживают суровые времена, во время которых обнажаются пороки и подлость людей.
Существование сельчан разделяется на «до» и «после» трагических событий. В этом – уникальная форма спектакля, дающая возможность взглянуть на жизнь людей с необычного ракурса. Хорошей оценки жюри конкурса, к сожалению, гости из западного региона не получили: куклы-марионетки – самодостаточные персонажи, они должны жить своей жизнью на сцене, а артистам все-таки следует оставаться в тени…
«26-я точка»
Дневной спектакль нашего Акмолинского драмтеатра пришла посмотреть в основном молодежь. Это обстоятельство откровенно обрадовало, ведь мало кто из юных мальчишек и девчонок поколения NEXT интересовался и знает, что значит эта географическая точка отсчета, точнее невозврата, обозначенная на карте в пределах границ нашей области, и какая страшная роль ей была отведена в истории.
Документальная трагедия «26-я точка», на наш взгляд, – оригинальная задумка режиссера Шамиля Дыйканбаева. Первое действие началось в фойе храма культуры: прямо здесь, по замыслу режиссера, начался спектакль. Послушно, колонной, члены жюри, и мы, зрители, отправились на вторую площадку драмтеатра «ART пространство» – в подвал, и сразу поняли, что скучать среди обшарпанных стен не придется. Обстановка была максимально приближена к реальной. Здесь не хватало лишь одной фразы от актера-пионера в красном галстуке: «Нервных просим удалиться»…
После того, как с грохотом закрылись на все замки железные двери подвала, мы, зрители, оказались в тюремной камере, где лицом к лицу встретились в девятью заключенными Акмолинского лагеря жен изменников родины (А.Л.Ж.И.Р.). Их пронзительный крик души или глухой шепот, разбитые в кровь лица, сумасшествие и ощущение абсолютной беспомощности, сломанная психика, ужасающие истории-монологи, рассказанные на русском и казахском языках о том, как наглые, беспардонные, малограмотные НКВД-шники забирали маму, отца, мужа, сестру, брата, как будто здесь и сейчас, совсем рядом, – в Акмолинске (плюс-минус тысяча километров), душноватое пространство сценической площадки, собственные ощущения зрителей-соучастников происходящих событий оставляют неизгладимые впечатления.
Потому после окончания первого действия вокруг послышался нескрываемый облегченный вздох. В этот момент у всех нас сработал инстинкт самосохранения: с радостью спешили выйти, почти бежали из этого страшного места. Думается, предполагаемый эффект был достигнут. Следующая часть представляла из себя концерт в стиле 30-х годов. В первом ряду сидел известный «ценитель» красивых актрис – Лаврентий Берия, который громко храпел на протяжении всего действа. Мастера гротеска – актеры акмолинского драмтеатра – сквозь яркий свет софитов, подобострастно заглядывая в глаза начальству, старались, как могли… Однако «второй человек у власти» их, мягко говоря, не оценил…
Как и жюри… После просмотра критики доступно объяснили, что кокшетауский спектакль – «не зацепил»… Здесь мнения очевидцев разошлись… Большинству спектакль очень понравился.
«Гамлет»
«А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира», – фраза из старого известного фильма как нельзя лучше подходит к нынешней постановке Шымкентского городского русского драмтеатра. Что тут сказать? По единодушному мнению жюри, мягко говоря, недотянули… Помимо технических неполадок со светом и музыкальным сопровождением, в нынешней постановке гостей из Шымкента все было слишком мрачно и поверхностно, а сам спектакль затянулся и длился целых три часа…
Правда, тут следует учесть тот факт, что, по словам директора театра Игоря Вербицкого, актер, игравший Гамлета, накануне выступления сильно повредил ногу, но отыграл на совесть главную роль благодаря обезболивающим уколам. К сожалению, с самого начала в этом спектакле было мало что понятно. Казалось бы, все герои пьесы знакомы еще со школьной скамьи. Да и отход от классического текста допускается в театральном мире, но… Делясь впечатлениями, зрители отмечали: Гертруде не хватило королевской стати, Клавдий был несколько фальшив, любовные сцены исполнены неумело… Одним словом, постановка режиссера Алексея Шемеса разделила зрителей и критиков на два лагеря. Однако молодежь нашу ничего не смутило, и она достаточно долго не отпускали актеров со сцены, аплодируя стоя.
Впрочем, истинный патриот шымкентского театра, его директор Игорь Вербицкий, адекватно воспринял критику и поделился собственными впечатлениями о фестивале: «Восхищаюсь событием, проходящим на кокшетауской земле! Я в восторге от того, как организаторы приветливо встречают творческие коллективы, проведена огромная работа. Несмотря на наш сложный спектакль, мы польщены, что кокшетауский молодой зритель сопереживал нам. Желаю долголетия фестивалю и побольше друзей, поддержки со стороны руководства!».
На этой позитивной ноте мы с вами не прощаемся, уважаемые читатели. В следующих выпусках расскажем о психотерапии «Спутники&кометы» от молодого независимого театра «ТУТ» г. Екатеринбурга – вечером четвертого дня фестиваля был аншлаг! А в завершение театрального фестиваля нас ожидает грандиозное шоу государственного театра «Astana Music Hall».
Фото предоставлено АОРТД.