В центре внимания государства

По данным Госкомстата СССР, численность населения КазССР в 1989 году составляла 16464,5 тысячи человек. В 1999 году в республике проживало 14953,1 тысячи. За десять лет Казахстан не досчитался порядка 1,5 млн человек.

В августе этого года численность казахстанцев достигла 19 млн. Такой впечатляющий рост произошел не за счет иммиграции, а благодаря увеличению рождаемости. Если 2003-2005 годах в Казахстане на 1000 человек приходилось 17-18 новорожденных, то в 2020 – 22,4.
Сам этот факт – убедительное свидетельство эффективности семейно-демографической политики, осуществляемой государством на протяжении всего периода становления суверенного государства.

В первые годы Независимости было очень непросто определить путь развития, мировая практика изобилует примерами успешных образцов – от японского до скандинавского… А ведь именно от выбора оптимальной экономической, политической систем зависит социальная политика в целом и важнейшая ее составляющая – политика семейно-демографическая.

Результат глубокого анализа существующих в мире систем, конкретных исторических казахстанских реалий емко определен Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым: «Мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, который выбрали однажды и с тех пор ему следуем. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу».

И семейно-демографическая политика суверенного Казахстана не копирует ни один из известных образцов. Анализ зарубежных моделей показывает, что казахстанская модель является смешанной, включающей в себя отдельные элементы названных моделей с учетом собственной специфики.

Принятый в конце 1998 года закон РК «О браке и семье» уже включал понятия: «фиктивный брак», «брачный договор», «суррогатное материнство», и в нем даже оговаривались права «несовершеннолетних родителей».

Этим законом, как и сменившим его в 2011 году Кодексом Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» создана правовая основа для гармонизации тенденций развития семейных отношений в современном мире и сохранении традиционных, проверенных временем семейных ценностей. При Президенте РК осуществляет деятельность Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике, в регионах – соответствующие консультативно-совещательные органы.

Основные принципы и подходы в формировании семейной политики отражены в Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года.
Казахстан, войдя в орбиту устойчивого экономического роста, стал больше уделять внимания социальным аспектам. Так, в 2005 году появился закон «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», предусматривающий пособия из бюджета по рождению и уходу за ребенком.

Сегодня социальная поддержка материнства и детства обеспечивается через многоуровневую систему социальной помощи и социального страхования, включает в себя пять видов пособий. На базовом уровне государство гарантирует за счет средств республиканского бюджета едино-временное пособие на рождение ребенка в размере от 110 846 тенге до 183 771 тенге.

Для неработающих женщин предусмотрено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им одного года. Этот вид пособия выплачивается в зависимости от очередности рождения ребенка с повышением размера на второго, третьего и последующих детей – от 16 802 тенге до 25 962 тенге.

Сегодня в стране проживают более 458 тысяч многодетных семей. С 1 января 2020 года введено пособие многодетным семьям, имеющим 4 и более совместно проживающих несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения в возрасте до 23 лет, независимо от их дохода. Размеры выплат дифференцированы в зависимости от количества детей – от 46 760 тенге (4 ребенка) до 186 688 тенге (16 детей).

Для повышения престижа и авторитета многодетных матерей также назначается государственное пособие, выплачиваемое независимо от дохода многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа».

Последовательно и успешно решается проблема сиротства. Летом этого года в республике насчитывалось около 23 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них только четыре тысячи проживают в детских домах. Только за последние 10 лет количество организаций для детей-сирот сократилось на 114 единиц. Это стало возможным благодаря усилению системы опеки, патронатной семьи…

Казахстанская семейно-демографическая политика корректируется, совершенствуется в зависимости от изменяющихся реалий, проблем, возникающих в результате не только внутренних, но и внешних факторов.

В Национальном докладе «Казахстанские семьи-2020» эксперты отмечают непростое положение монородительских семей, семей с детьми-инвалидами старше 18 лет, проблемы доступа сельских семей к социальным услугам, ранних браков, сексуального просвещения подростков…

Государственными органами ведется системная работа по решению этих и иных злободневных вопросов. Последовательно совершенствуется законодательство, принимаются действенные решения на уровне исполнительной власти.

Но очевидно, что усилий только лишь государства здесь недостаточно. Триединство семьи, общества и государства – именно такая известная формула демократического общества способна минимизировать негативные тренды.

В нашей стране семья как основа общества, как важнейший социальный институт – в эпицентре государственной политики буквально с первых дней обретения суверенитета.

Читайте также