О выводах и уроках предыдущих событий

Касымжан Калижанович Ташметов, председатель Акмолинского филиала казахстанского отраслевого профсоюза работников здравоохранения «AQNIET», доктор медицинских наук, профессор кафедры НАО «Кокшетауский университет им. Шокана Уалиханова». Врач-эпидемиолог, санитарный врач, менеджер здравоохранения высшей квалификационной категории.

Пандемия коронавируса, второй год шествуя по планете, судя по всему, не собирается завершаться. Всем нам приходится приспосабливаться к новым условиям и учиться жить в условиях постоянного карантина, с чувством тревоги за здоровье и жизнь своих близких. О том, какие уроки извлечены нашими медицинскими работниками из пандемических полутора лет, а какие проблемы еще только предстоит решать, мы беседуем с доктором медицинских наук, руководившим первым инфекционным стационаром, открытым в регионе для больных COVID-19 – Касымжаном Ташметовым.

— Касымжан Калижанович, сегодня главная тема во всем мире – коронавирусная инфекция. Однако и другие инфекционные заболевания никуда не исчезли. Что Вы можете сказать об эпидемиологической ситуации с инфекциями в целом?

— Эпидемиологическая ситуация по инфекциям в целом в мире непростая, и этому способствуют много факторов. Основные факторы природные, техногенные, экологические и, конечно, большую роль играет человеческий фактор.

Неблагополучие по кори в мире создает дополнительные риски осложнения ситуации и в нашей стране. Существует риск завоза холеры из стран, где складывается сложная эпидемиологическая ситуация по этой инфекции. Есть вероятность роста заболеваемости туберкулезом в связи с ослаблением профилактических и противоэпидемических мероприятий в период пандемии коронавирусной инфекции. К тому же при складывающемся негативном отношении к профилактическим прививкам не исключается возможность регистрации и вакциноуправляемых инфекций.

Хочу довести до читателей мнение д.м.н., профессора А.А. Белоног, высказанное в ходе подготовки национального проекта «Здоровая нация» по разделу «Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения»: «В результате ликвидации около 20 лет назад санитарно-гигиенического факультета с 6-летним обучением в Карагандинской государственной медицинской академии (в год выпускали около 200 человек), сегодня в СЭС нет квалифицированных специалистов. Затем в пяти медицинских высших учебных заведениях открыли специальность «Медико-профилактическое дело» с 5-летним обучением, и, в связи с переходом на «Болонскую систему обучения» с 2018 г., взамен этой специальности был создан факультет «Общественного здравоохранения» с четырехлетним обучением. В обоих случаях резко были сокращены часы обучения профильным дисциплинам (гигиена, санитария, эпидемиология, микробиология, инфекционные болезни и т.д.).

На местах в органах и организациях СЭС имеются около 900 вакантных должностей, на которых работают химики, биологи, экологи, метрологи, экономисты, юристы, медицинские сестры и др.

— Какие профилактические, противоэпидемические мероприятия необходимы, чтобы изменить ситуацию? Что, на Ваш взгляд, можно сделать в нашем регионе?

— Безусловно, сегодня все медицинские учреждения и большая армия медицинских работников задействованы в борьбе с коронавирусом COVID – 19. На сегодня нам требуется глубокий анализ укомплектованности врачами-эпидемиологами и гигиенистами, их подготовки и переподготовки. К сожалению, в нашем регионе как в лечебной сети, так и в государственных органах санитарно-эпидемиологической службы, ощущается дефицит кадров по специальности «Гигиена, санитария, эпидемиология». Некоторые специалисты, достигшие пенсионного возраста, в лучшем случае работают в больницах или центрах санитарно-эпидемиологической экспертизы, многие уже на заслуженном отдыхе. К сожалению, немалая часть ушла в другие сферы в связи с произошедшими реформами, их только за последние 8 лет было шесть.

Исходя из этого, следует изучить уровень подготовки работающих врачей-эпидемиологов, т.к. они являются основными координаторами профилактических и противоэпидемических мероприятий.

— Сегодня в регионе в разгаре очередная волна заболеваемости COVID – 19, еще более тяжелая, чем раньше. Система здравоохранения в регионе снова столкнулась с колоссальными перегрузками. Как Вы считаете, этого можно было бы избежать?

— Давать оценку я не могу, не имею таких полномочий. Могу вернуться к важности некоторых предложений, о которых говорил раньше.

Об эпидемиологической угрозе и необходимости подготовки к новой волне коронавируса COVID-19 мы уже не раз говорили, целые страницы областных газет «Арқа ажары» и «Акмолинская правда» были посвящены этой теме.

Статья «Родится ли программа борьбы со второй волной пандемии?» была опубликована на двух полосах в газетах «Арқа ажары» и «Акмолинская правда» в октябре 2020 года. Но, к сожалению, многие высказанные в ней предложения до сих пор не реализованы.

Думаю, что надо оперативно подтянуть многие вопросы.

Во-первых, кадровые: изучить и дать оценку теоретическим знаниям и практическим навыкам каждого врача, медицинской сестры, фельдшера, инженеров по технике безопасности в части организации и проведения противоэпидемических меропритиятий.

Во-вторых, заняться нужно материально-технической базой: провести паспортизацию каждого объекта на предмет соответствия требованиям противоэпидемического режима для размещения пациентов, условий для соблюдения цикличности и поточности в стационарах. Соблюдение правил транспортировки пациентов, обработки санитарного автотранспорта – круглый год, создание условий для временного хранения тел умерших. Особого внимания заслуживает укрепление вспомогательной службы, занятой обслуживанием сетей электричества, водоснабжения, канализации, подачи кислорода, обеспечением связи и т.д.

В-третьих, особого внимания требуют вопросы транспортировки, хранения и приготовления пищи.

Четвертый пункт – создание безопасных условий труда работникам. Согласно требованиям, необходимы защитные костюмы, обувь, раздевалки, места для смены одежды, прачечные для стирки использованной одежды, оборудование душевых с бесперебойным обеспечением горячей и холодной проточной водой.
Все эти вопросы не новые, они давно существуют во всех требованиях, однако не все считают обязательным их выполнение. Нужно выбрать лучшие базы лечебных организаций и провести специальное обучение под руководством опытных специалистов.

— Какие медицинские организации можно выделить как успешные?

— Об уровне готовности Многопрофильной областной больницы в статье «Готов ли регион к новой волне?» в одном из последних номеров газеты «Акмолинская правда» за 22 июля 2021 года хорошо рассказывает директор МОБ Нурлан Каирович Жаров. На примере такой больницы надо проводить учебные и практические занятия. Кроме этого, нужно подготовить больницы, амбулатории районного уровня для практического обучения специалистов. Должен быть резерв из числа тех специалистов, кто работал в отделениях или на других участках, оказывал медицинскую помощь и обеспечивал противоэпидемические мероприятия – повторюсь, все эти моменты подробно изложены на страницах областных газет и в книге «Ради жизни …».

— Санитарные службы постоянно напоминают гражданам о необходимости соблюдать карантин, вводят новые противоэпидемические мероприятия для борьбы с COVID – 19. Как Вы считаете, это действенные меры?

— На мой взгляд, того, что сейчас проводится, недостаточно. Порой профилактика вируса ведется формально. Все мы видим, что, хотя в ресторанах и кафе запрещено проводить массовые мероприятия, машин во дворах заведений не пересчитать, люди через другую дверь заходят. В местах массового скопления людей у населения нет никакой настороженности. А соответствующие государственные органы контроль не осуществляют.

Считаю, что разрешение на работу кафе и ресторанов с учетом каких-то надуманных дистанций из расчетной мощности – тоже формальный подход. Подумайте, кто в ресторане в разгаре мероприятий будет соблюдать дистанцию? Это лазейки, которые придумали сами государственные органы при вынесении соответствующих документов.

Эпидемиологический процесс не терпит, чтоб были лазейки: «и вам хорошо, и нам удобно». Если ограничение, то никаких исключений с точки зрения эпидемиологии не должно быть.

Если в начале пандемии об этом говорили чаще, то сегодня мы практически не видим, и население не слышит о результатах эпидемиологических расследований, о фактах выявления источников, в чем причина роста заболеваемости. В каждом конкретном случае регистрации заболевания необходимо знать точно, заразился ли человек в быту, в общественных местах, во время участия в каких-то мероприятиях или при контакте с больным… Многие не соблюдают карантинный срок после перенесенной болезни и идут в общество.

В определенной степени, возможно, поэтому население не воспринимает и не выполняет требования медиков… Качественно и своевременно проведенное эпидемиологическое расследование позволит также ранее выявлять и своевременно диагностировать заражение среди контактных лиц. Безусловно, сейчас надо усилить вопросы своевременной диагностики, лечения больных и реабилитации лиц, перенесших данную инфекцию.

— Может ли ситуация по коронавирусу повлиять на распространение других инфекций?

— Правильный вопрос. 28 марта, 11 апреля, 5 мая 2020 года на страницах газет «Арқа ажары» и «Акмолинская правда» освещались итоги года, координационного Совета проведенного под председательством заместителя акима области А.Е. Мусралимовой, в октябре 2020 года проведена была Международная научно-практическая конференция «Пандемия COVID-19. Современные подходы в организации противотуберкулезных мероприятий, готовность к новым вызовам эпидемиологической ситуации», результаты ее также были опубликованы на страницах областных газет. Мнения и предложения казахстанских и зарубежных ученых были изложены в сборнике научных статей по итогам конференции. Прогнозы по туберкулезу были даны в прошлом году.

Пандемия коронавируса очень сильно отвлекает всех от других проблем. Силы и средства, кадровый потенциал направлены на борьбу с данной инфекцией. Соответственно, ослаблено внимание к другим инфекциям, таким, как туберкулез.

Снижение туберкулеза в показателях – это не есть улучшение эпидемиологической ситуации, т.к. ограничены возможности для своевременной диагностики и выявления болезни, а соответственно могут возникнуть новые проблемы: запущенные формы, рост смертности от туберкулеза. Над этим надо задуматься, в данном направлении есть хорошие рекомендации ученых нашей страны и других республик, к ним надо прислушиваться.

— Одна из главных тем, обсуждаемая, на-верное, везде – это вакцинация, у которой есть теперь как сторонники, так и противники…

— Ежедневно мы получаем массу информации, и весь этот поток можно условно разделить на два направления. Смысл первого в том, что необходимо прививаться от коронавируса, второй создают противники прививок. Другой информации о вакцинации нет. Мне кажется, что это ведет к запугиванию людей, нагнетанию обстановки, а суть проблемы, важность мероприятий по вакцинации до людей не доводится. Считаю, что нужно больше говорить о значимости профилактических прививок.

Именно иммунопрофилактика спасла человечество от натуральной оспы, геморрагической лихорадки, кори, дифтерии, бешенства, туляремии, страна свободна от полиомиелита благодаря профилактическим прививкам.

В нашем регионе лет 20 назад постоянно наблюдались эпидемиологические осложнения по вирусным гепатитам. Благодаря профилактическим прививкам и гепатиты стали управляемыми. Населению надо давать информацию более обширную, подробную. Касательно вакцинации против коронавируса COVID-19, должны приводиться мнения ученых.

— Много говорят о том, что после прививки от коронавируса некоторые люди заболевают, как Вы считаете, почему?

— В период эпидемиологических осложнений прививки проводились в исключительных случаях – только по эпидемиологическим показаниям. При этом надо учесть, что у человека, получающего профилактическую прививку, возможно, идет скрытое течение – начальная стадия болезни.

Недооценка состояния человека с последующим введением вакцины может спровоцировать, ускорить течение болезни. Поэтому на медицинский персонал возлагается большая ответственность при осмотре и допуске человека для получения прививки.

В противном случае у населения, конечно, сложится обратное мнение: заболел из-за прививок, прививка не помогла и т.д. Надо говорить честно и открыто, что ситуация требует проведения вакцинации по эпидемиологическим показаниям, и о том, что пока результативность не изучена, это потребует немало времени. Надо изучать заболеваемость среди привитых лиц и населения, не привитого против коронавируса и контрольной группы и т.д. Хотя бы на уровне области анализировать, сколько всего человек охвачено прививками против коронавируса, сколько случаев заболевания среди них? Как протекает при этом болезнь?

Если человек был привит, заболел, с чем это было связано и через сколько дней он заболел коронавирусом после получения вакцины?

Какова тяжесть и течение болезни у человека, получившего профилактическую прививку против коронавируса COVID – 19 и у пациента, ее не получившего? Какова доля состоящих на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний, среди заболевших коронавирусом COVID – 19, получивших прививки?

Поствакцинальные осложнения случаются при любых вакцинах, по различным причинам: при неправильном хранении и транспортировке, нарушении тактики введения и т.д. Примерно такая аналитическая работа должна проводиться. Немаловажное значение имеют условия, созданные для получения профилактических прививок – их нельзя упрощать, особенно в период эпидемиологических осложнений.

Обо всех этих вопросах надо широко информировать население – должны быть открыты рубрики, целевые страницы в газетах и на каналах ТВ.

Повторяюсь, в целом организациями здравоохранения, медицинскими работниками, конечно, проводится огромная работа. Мне хотелось бы, чтобы из того, о чем мы сегодня говорили, было извлечено все полезное и внедрено в практику.

Профилактика и меры борьбы при любой инфекции требуют комплексного подхода и взаимодействия как государственных органов, так и гражданского общества, поэтому все силы должны быть консолидированы…

Записал Андрей ПЕТРОВ.

Читайте также