Уникальная выставка – в Кокшетау

Сарматы происходят от амазонок, которые выходили замуж за скифских юношей и переселялись вместе с женами «к востоку от Танаиса на расстояние трех дней пути в направлении северного ветра».

Так Геродот объяснял происхождение племен, обитавших в VIII в. до н. э. – V в. н.э. на громадной территории поволжско-уральских степей. Большая их часть обитала на территории Западного Казахстана.

Какими они были – легендарные воины? Каким оружием сражались в боях, как готовили пищу, как украшали свою одежду и жилище? Все это можно увидеть своими глазами, посетив выставку «Ұлы дала жауһары» в областном историко-краеведческом музее.

Такой подарок акмолинцам преподнес историко-краеведческий музей Атырауской области, привезя около 300 экспонатов из своих богатейших фондов. Причем не копии – оригиналы, обладающие огромной исторической ценностью.

Уникальная выставка в Кокшетау, ставшем в этом году культурной столицей Казахстана, организована в год 30-летия Независимости Республики Казахстан в рамках республиканского фестиваля «Рухани қазына-2021».

— Это событие дает возможность дальнейшего продвижения значимых проектов историко-культурного значения. Выставка станет первым большим совместным проектом в рамках подписанного меморандума между организациями культуры Акмолинской и Атырауской областей, — говорила на открытии руководитель областного управления культуры, архивов и документации Айгуль Сабитова.

— Мы очень рады тому, что акмолинцы получили возможность познакомиться с археологическими ценностями из фондов нашего музея. Они дают основу для знаний об истории развития материальной и культурной жизни людей нашего края в древние и средние века, — отмечала руководитель Историко-краеведческого музея Атырауской области Рашида Харипова.

На открытии выставки и на прошедшей в этот же день научной конференции ответы на все вопросы можно было получить действительно из «первых уст» – ученых, открывших и сохранивших для мира эти бесценные находки: участника реконструкции экспоната «Золотой человек», деятеля культуры Казахстана Крыма Алтынбекова, научного руководителя археологических раскопок курганов Миялы, кандидата исторических наук Марата Касенова, доктора исторических наук, профессора Жамбыла Артыкбаева.

До конца июля кокшетауцы и гости областного центра могут соприкоснуться с далекой и славной историей Великой степи. Посещение выставки бесплатно для всех.

Трудно отвести взор от бюста мужчины сарматского периода, облик которого реконструирован Е. В. Веселовской по черепу, по методу Герасимова в институте антропологии и этнологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук.

В экспозиции можно увидеть копии золотых украшений, наконечники стрел, керамические сосуды, выполненные в геометрической форме… Первые из этих реликвий датируются бронзовым веком.

На выставке представлены многие виды декоративных украшений, найденных в ходе археологических раскопок. Все они с особым смыслом, ведь по ним определяли социальный статус их обладателей. Наряду с камнями широко использовались кости и зубы хищных животных. Чаще изготавливались браслеты, кольца, подвески, золотые, бронзовые накладки для одежды, пряжки для ремней…

Поражает, как такие красивые, тонкие изделия древние мастера выполняли самыми простыми инструментами. Над серьгами девушки-экскурсовода из Атырау – точной копии украшения ее пра-пра-прабабу-шек – современные ювелиры трудились уже по-иному. И как же они красивы, оригинальны!

Уникальность еще одного экспоната экспозиции – используемого в ритуалах бронзового котла – в наличии четырех ручек, выполненных в форме животных. Две из них сделаны в образе лошади, две – в образе лося. В настоящее время известны около 20 экземпляров подобной морфологии. Отличие от подобных – именно в наличии четырех ручек и полном отсутствии орнаментации.

Еще один яркий экспонат – реконструкция сарматской женщины, ее парадного костюма и оружия. Брюки, жакет и головной убор украшены золотыми нашивками. Образ дополняют сапоги и оружие – лук и колчан со стрелами.

Сарматские женщины одевались так же, как и мужчины. Однако, в отличие от мужской одежды, их одежда обильно украшалась различными бусами, ожерельями. Женщины носили золотые серьги, кольца, подвески и браслеты.

В древнегреческих трудах говорится, что «женщины саков-сарматов храбры, помогают своим мужчинам и вступают в бой при угрозе войны». В некоторых писаниях идет речь о том, что женщины племени, населявшие западный регион, занимали более высокое положение в обществе, чем женщины других кочевых племен, наряду с мужчинами они входили в боевые отряды.

Экспонаты «Ұлы дала жауһары» – зримое доказательство этому.
— По ритуалам и согласно статусу, в кочевом сарматском сообществе с особыми почестями рядом с мужчиной была захоронена женщина.

Вместе с ними в могилу положены два коня и беркут. Весь нарядный мужской кафтан, заколка на волосах, оружие и железный жезл украшены золотом. Из этого ученые сделали вывод, что человек, останки которого стали основанием для реконструкции, совмещал несколько «должностей»: был воином, вождем племени и жрецом культа солнца. В некоторых мифологемах беркут выполняет функцию носителя душ умерших на небесах, — описывала Рашида Харипова представленный на выставке реконструированный образ сарматского мужчины.

По определению ученых, период жизни вождя относится к сарматской эпохе – 2 тыс. лет до н. э. По данным радиоуглеродных исследований наконечников стрел можно предположить, что период гибели – 129 г. н. э.
Рядом с найденной на раскопках погребенной костью человека, покрытой корой березы, изображены стрелы с наконечником из железа, нашивки на поясе прикреплены к ткани, нашивки на одежде – к металлу желтого цвета с изображением пирамиды, орнамента и летящей птицы.

«Каждый из экспонатов имеет свою яркую и неповторимую деталь. Например, у «Сарматского вождя» уникальным считается жезл, в верхней части которого изображена птица Самрук. А у женщины – серьга. Она на 91 процент состоит из чистого золота. Украшение выполнено в виде крылатой лошади и солнца. Тонкая, искусная работа доказывает талант ювелиров того времени», — подчеркивала Рашида Харипова.

О том, насколько сложна и увлекательна работа реставратора, в одном из следующих номеров нашей газеты расскажет ученый с мировым именем Крым Алтынбеков. Но судить об этом уже можно по приведенному им на открытии выставки примере реконструкции акинака – ножа. На самом деле у него не было сердцевины, у находки был совсем другой химический состав…

Но по определенным признакам можно представить, как он выглядел. То же самое и с другими артефактами – далеко не полностью уцелевшими украшениями, предметами одежды. Они не давали полного представления о том, как выглядел костюм. Но каждая деталь оригинала – носитель информации. Также для реконструкции привлекались материалы по аналогичным захоронениям сарматов.

Дополняет экспозицию картина «Война сарматов». На картине Зангара Медетбекова и Меиржана Нургожина, изображающей ожесточенную войну сарматов и аланов, можно увидеть образцы оружия и одежды того времени.

Фото Берика ЕСКЕНОВА.

Читайте также