«Дом на земле – это не только жилье, он может стать экономическим подспорьем для граждан с низкими доходами, особенно для многодетных семей. Правительство и акиматы обязаны ускорить обеспечение коммуникациями участков под социальные частные дома, в том числе через государственно-частное партнерство».
Из послания Главы государства
Касым-Жомарта Токаева
народу Казахстана.
С 2018 по 2020 годы в Акмолинской области в рамках госпрограммы «Нұрлы жер» инженерными сетями обеспечены 1610 участков в пяти регионах области, на эти цели из бюджета затрачено 2,5 млрд тенге. Однако на сегодняшний день на выданных участках не построено ни одного жилого дома.
Такая информация прозвучала в выступлении члена партии, руководителя областного управления строительства Марата Аубакирова на совместном заседании Комиссии партийного контроля и общественного совета по противодействию коррупции при Акмолинском региональном филиале партии «Nur Otan».
Почему? Как ситуацию исправить? Как чаще всего бывает на партийной площадке, разговор был острым, принципиальным и одновременно (а может, именно поэтому) конструктивным.
Обратите внимание на саму формулировку темы выступления Марата Аубакирова: «О рисках неисполнения мероприятий реализации Дорожной карты Предвыборной программы партии «Nur Otan» по Акмолинской области по ИЖС». Риск неэффективного использования бюджетных средств действительно велик. Деньги на обустройство земельных участков инженерными сетями выделяются немалые.
Из доклада Марата Аубакирова: «В текущем году в Акмолинской области инженерными сетями планируется обеспечить 1692 земельных участка, на эти цели из бюджета было затрачено 4,1 млрд тенге».
Почему же так медленно осваиваются эти уже распределенные несколько лет тому назад и выделяемые в этом году земельные участки?
Очень хорошо объяснил проблемы, которые при реализации программы «Нұрлы жер» (в части ИЖС) приходится преодолевать местным исполнительным органам власти, председатель Шортандинского территориального филиала партии, аким района Гайдар Касенов. Проблемы, конечно, общие. Судя по отчету и по наметившимся подвижкам в Шортандинском районе, усилия для их решения прикладываются немалые.
Проблема первая. Как распределить оснащенные коммуникациями участки, не нарушая закон и очередность. В районе из 808 участков населению выдано 773, не реализовано 35. В очереди на получение земельного участка (по состоянию на 01.06.2021 г.) состоят 7 078 человек.
И далеко не все они проживают в Шортандинском районе и даже в нашей области. Много в ней граждан Казахстана, живущих за тысячи километров от пристоличного района. Их надо разыскать, уведомить (многие за это время не только адрес, но и контактные данные сменили), дождаться ответа. В случае согласия провести все положенные процедуры по выделению участка, задокументировать это в установленном порядке.
Но даже получив участок, многие владельцы строить дом не начинают. Причины у каждого свои. Но изъять неосваиваемый участок можно только через три года. Вновь распределить, и вновь новый хозяин имеет право приступить к строительству в течение трех лет. А может и не приступить. Его право. То, что коммуникации, на которые бюджетные деньги потрачены, ветшают – очевидно.
— Обязать возвести дом, допустим, за шесть месяцев мы никого не можем. Нельзя нарушать конституционные права граждан, — справедливо подчеркивал Гайдар Кабдуллаевич.
Прав и руководитель областного управления строительства Марат Аубакиров, ссылающийся на условия программы «Нұрлы жер»: «Для возведения индивидуальных домов с дальнейшей их реализацией гражданам, состоящим в очереди на получение земельного участка под ИЖС, МИО привлекает единого застройщика и (или) социально-предпринимательские корпорации».
Но вот не находят в районах и городах (не только в нашей области) единого застройщика. Нет желающих при растущей дороговизне строительных материалов попытаться уложиться в установленные на квадратный метр «бюджетные» расценки.
По замыслу разработчиков программы «Нұрлы жер» «Единый застройщик вправе привлекать субсидируемый займ в рамках направления «Стимулирование строительства жилья частными застройщиками», а возвращать его – уже за счет платежей владельцев земельных участков и построенных на них домов. И вот они, новые риски, на которые бизнес пойти не может – платежеспособность нашего населения, их кредитные истории, финансовая грамотность и ответственность…
— Каждый аким обязан лично переговорить с очередником, объяснить условия: «Вы идете в банк, подтверждаете свою платежеспособность. Банк готов выделить кредит. Только на этих условиях предоставляется земельный участок», — говорил Марат Сакенович.
Оно, конечно, было бы неплохо. Но не предусматривает программа такой обязанности акимов. И гарантия получения кредита как условие для получения земельного участка тоже в ней не оговорена. Так, может, стоит обратить внимание на следующий пункт этой программы: «Данный проект будет реализовываться в едином архитектурном стиле…
МИО организовывает строительство индивидуальных домов и подведение ИКИ в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан путем применения технологии домостроительных комбинатов. Допускается использование типовых проектов с применением иных и (или) местных материалов». И если уж единого застройщика найти не удается, то сосредоточить усилия на соблюдении именно этих требований к единому архитектурному стилю?
Именно по такому пути идут сейчас в Шортандинском районе. Решением маслихата утвердили единые проекты одно-двухуровневых домов. Вплоть до цвета крыши и ограждений. Из 808 участков в поселках Научный и Шортанды выдано 773, в том числе 26 домов уже введены в эксплуатацию, на 24 участках ведется строительство.
Конечно, привлекательность земельных участков в пристоличном регионе и платежеспособность населения куда выше, нежели во многих иных районах области. Но даже при этом единого застройщика найти не удалось.
— Видимо, нужно корректировать многие пункты программы «Нұрлы жер» с учетом быстро изменяющихся обстоятельств. Будем вносить соответствующие предложения в Центральный аппарат партии, — к такому выводу пришли участники заседания.