Права потребителя. Что «говорит» закон

Сегодня государство при содействии НПО проводит ряд преобразований, направленных на модернизацию системы защиты потребительских прав.

25 июня 2020 года был принят первый пакет поправок в Закон РК «О защите прав потребителей», благодаря этому был внедрен трехступенчатый механизм рассмотрения жалоб потребителей. Теперь предприниматель может разрешать конфликт с потребителем по принципу «решай здесь и сейчас», что сокращает время и ресурсы сторон, снижает давление на бизнес и нагрузку на суды.

Изменения в законодательстве разграничили контроль на «государственный» и «общественный», что поможет потребителям восстанавливать свои права до административного воздействия на бизнес. Сформирован перечень правозащитников-профессионалов от компетенции и моральных принципов, от которых зависит исход спора, соответственно и дальнейшее настроение потребителя.

Значимость потребительских проблем повышена за счет оценки деятельности госорганов Межведомственным советом, созданным при Правительстве РК. Введена в пилотном режиме Единая информационная система приема потребительских жалоб, которая покажет реальную картину поступающих обращений и законность принимаемых госорганами по ним решений.

Немало задач реализуется Комитетом по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК уже в 2021 году. Одна из важнейших – разработка второго пакета поправок в Закон РК «О защите прав потребителей».

В апреле 2021 года проект Концепции ко второму пакету поправок направлен на рассмотрение в госорганы, НПП «Атамекен» и республиканскую ассоциацию потребителей Казахстана, представляющую интересы 30 НПО по защите прав потребителей. Текст проекта Концепции для публичного обсуждения размещен на официальном интернет- ресурсе Комитета.

С февраля по май состоялись рабочие встречи с представителями НПО, государственных учреждений по вопросу усиления защиты прав потребителей, разъяснению основных положений, отраженных в проекте Концепции. Эта работа нацелена на укрепление гражданского общества в системе защиты потребительских прав, ведь нововведения помогут сплотить общественные объединения потребителей путем консолидации в одну ассоциацию по принципу «от количества к качеству».

Предлагаемый новый институт позволит обеспечить равные возможности для всех НПО, особенно расположенных в сельских местностях. Нормотворческие коррективы помогут сформировать справедливый гражданский социум за счет единообразного подхода в работе, развить узкопрофильные направления в деятельности НПО во всех отраслях: в торговле, финансах, медицине, туризме, образовании и т.д. Также это минимизирует участие государства в разрешении потребительских споров.

Поправки в закон несут ряд и других положительных изменений. В частности, речь идет об усилении общественного контроля за деятельностью государственных органов посредством введения института омбудсмена по защите прав потребителей.

Общественным объединениям будет предоставлено финансирование через получение вознаграждений от возмещаемой потребителю суммы штрафов.
Продолжится совершенствование дистанционного способа продажи товаров с учетом активного развития сферы электронной торговли.

Будет активно решаться вопрос по гармонизации национального законодательства в сфере защиты прав потребителей со странами-участниками ЕАЭС путем введения понятия «технически сложный товар», а также условия возврата и обмена технически сложных товаров при обнаружении существенных либо несущественных недостатков.

Базовые принципы отраслевого Закона распространятся на сферы финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг. В целом новые нормы поспособствуют устранению имеющихся пробелов в законодательных актах, затрагивающих сферу защиты прав потребителей.

Если у вас есть предложения по внесению изменений в законодательство о защите прав потребителей, обращайтесь в департамент по защите прав потребителей Акмолинской области по адресу: г. Кокшетау, ул. Ауельбекова, 117, каб.6 или по телефону горячей линии 8(716-2) 50-51-22.

Камиля АХМЕТ,
по информации департамента
по защите прав потребителей
Акмолинской области.

Читайте также