Административный орган обязан…

Со дня вступления в силу Административного процедурно-процессуального кодекса РК (1 июля 2021 года) Закон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» утратил силу.

По информации, представленной на брифинге РСК уполномоченным по этике аппарата акима Акмолинской области Айнагуль Жанадиловой и руководителем отдела по работе с обращениями граждан аппарата акима области Лаззат Сантас, большая часть статей АППК создает надежную и системную правовую основу слышащего государства.

Информационная система «Е-Өтініш» и центры приема обращений «Нәтиже», в свою очередь, не только упрощают процесс подачи обращений и жалоб населением, но и систематизируют работу с ними.

Очень важно, что теперь исключены дублирующие системы при их приеме, гарантировано оперативное рассмотрение вопросов граждан, обратная связь, направление в соответствующий, компетентный по конкретному вопросу государственный орган.

Наверняка есть у нас знакомые, которые с одним и тем же вопросом обращаются сразу во все возможные инстанции, вплоть до Администрации Президента. Этого права никто их не лишает и впредь.

Но теперь эти несколько дублирующих друг друга обращений фиксируются в единой информационной системе именно как одно, и в автоматическом режиме определяется ответственный за их рассмотрение орган. Соответственно, сокращается время на обработку запросов и формирование ответа…

Повышению эффективности работы с обращениями граждан способствует и данное в АППК четкое определение понятия «административный орган». Под таковым понимается не только государственный, но и иные субъекты, наделенные полномочиями в области государственного управления. Главный критерий для всех – это полномочия на принятие административного акта.

Причем, согласно АППК, административный акт может быть принят не только в письменной, но и в иной форме: устной речью, подачей жеста или сигнала. Главным условием, независимо от его формы, является возникновение правовых последствий для лица, в отношении которого принят административный акт.

АППК закрепляет новые принципы, которые обязательны для соблюдения всеми административными органами. Если в обращении заявителем допущены формальные ошибки, то административный орган обязан оказать содействие в их устранении.

Если в качестве ответа готовится неблагоприятный акт (к примеру, отказ в оказании государственной услуги), то административный орган обязан перед его вынесением предоставить право заявителю быть заслушанным.

Общий срок административной процедуры составляет пятнадцать рабочих дней, если иное не предусмотрено законами РК. Акт вводится в действие с момента доведения до сведения участника административной процедуры.

Административный акт или отказ от его принятия могут быть обжалованы заявителем в вышестоящем административном органе. Жалоба на административный акт административного органа, не имеющего вышестоящего органа, может быть подана сразу в суд.

Введение обязательности процедуры обжалования в вышестоящем органе перед обращением в суд является действенной мерой по улучшению ведомственного контроля. Подача лицом жалобы на административный акт приостанавливает исполнение административного акта до принятия соответствующего решения.

Жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие обжалуются. При этом орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет благоприятный административный акт, совершит административное действие, полностью удовлетворяющие требования, указанные в жалобе.

Рассмотревший жалобу орган выносит одно из следующих решений: об отмене административного акта, принятии нового, о совершении административного действия, об оставлении жалобы без удовлетворения, об оставлении жалобы без рассмотрения.
Срок рассмотрения жалобы составляет 20 рабочих дней.

Читайте также