Для «слышащего государства» важно…

«Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан».
Из Послания Президента РК Касым-Жомарта Токаева.

Очевидно, что каждый из нас оказывался в такой ситуации: обратились в госорган с заявлением. Получили уведомление об отказе. Как и кем обращение рассматривалось – неизвестно. Свое несогласие приходится аргументировать самостоятельно.

Вступающий в силу с первого июля этого года новый Административный процедурно-процессуальный кодекс РК (АППК) такой порядок изменяет в корне. Его нормы предусматривают для заявителя возможность отслеживать ход обращений через ЕИС «е-Оtinish», право получать информацию о своих правах и обязанностях по вопросам, связанным с осуществлением административной процедуры. В любой момент рассмотрения заявления можно предоставить доказательства, необходимые документы. Как и ознакомиться с материалами дела, заявить отвод, быть заслушанным. Право обжаловать ответ в суде сохраняется. При этом обоснованность ответа доказывает госорган.
Таковы лишь некоторые принципиальные новшества АППК. О том, как реализовать их полнее и эффективнее, шла речь на прошедшей в областном акимате встрече с министром юстиции РК Маратом Бекетаевым.

— Жизнь ежедневно вносит коррективы. Соответственно, чтобы институты и инструменты управления государством не шли вразрез с велением времени, нам всем нужно меняться. Необходимо менять парадигму взглядов, — отмечал аким области Ермек Маржикпаев. — Введение кодекса существенно повлияет на работу самих госорганов. Придется с особым вниманием подходить к рассмотрению обращений граждан и гораздо чаще привлекать их к принятию своих решений.

Министр юстиции РК Марат Бекетаев также акцентировал внимание на значительных изменениях в работе госорганов, неизбежно вытекающих из нового АППК: «Главными целями кодекса являются снижение уровня конфликтности и напряженности в обществе, отход от бюрократической формы работы и разрешение возможных разногласий между государ-ственными органами и гражданами на ранней стадии, не доводя их до суда».

К примеру, если органы юстиции вынуждены отказать в выдаче лицензии на определенную деятельность, то обязаны позвонить заявителю и объяснить почему. Такое взаимодействие – самый надежный путь к снижению конфликтности.

Принцип приоритета прав обяжет правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства в пользу граждан. Каждый должен быть уверен, что однажды принятое решение является законным, последовательным и не может быть отменено, если в этом нет вины гражданина.
Кодексом внедряется обязательное досудебное обжалование (за исключением налоговых споров). Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке. Это позволит гражданам избежать судебных расходов и сэкономить время.

— Человеку не придется давать юридическое обоснование своему мнению. Достаточно прийти и сказать: «Я не согласен». Дальше – госорганы должны обосновать, что они приняли правильное решение. Не смогли – решение отменяется, — подчеркивал Марат Бакытжанович.
Другим механизмом снижения конфликтности станет возможность заключения соглашения о примирении и медиация в спорах с государством, что до недавнего времени было запрещено законодательством.

Особая роль в разрешении разногласий отведена адвокатам и юридическим консультантам, обязанностью которых является правильное разъяснение новых механизмов кодекса, позволяющих разрешить возникшие споры во внесудебном порядке.

— Их задача – объяснить клиенту нормы закона. И сделать это честно и объективно. Если человек нарушил закон, то именно адвокат должен ему это объяснить. Таково требование адвокатской этики. Недопустимо действовать по алгоритму: процесс проиграл, значит суд – несправедливый, — подчеркивал Марат Бакытжанович. — Нужна система эффективного саморегулирования. Именно коллегия адвокатов должна следить за тем, чтобы адвокаты не нарушали правила этики, были честными со своими клиентами.

О предусмотренных АППК изменениях в работе судов информировал председатель областного суда Досжан Амиров. В частности, кодексом вводится новый вид судопроизводства. Его главной чертой становится внедрение активной роли суда в процесс сбора доказательств.

Суд будет обязан выяснять имеющие значение обстоятельства спора и собирать доказательства самостоятельно. Также вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов. Кодекс предусматривает возможность применения судами денежных взысканий до 100 МРП, к примеру, в случае невыполнения требования или запроса суда, неявки в суд.

— Да, поначалу исковых заявлений и жалоб будет больше, – говорил Марат Бекетаев. — Но появляется четкий механизм, позволяющий проблемы решить. Масса случаев, когда люди жалуются по одной и той же проблеме годами. В одной инстанции не разрешили – пойду в другую. Теперь вопрос будет закрыт окончательным судебным решением.

— Акмолинская область готова к новому формату работы по приему обращений граждан, — констатировал Ермек Маржикпаев. — С 20 ноября 2020 года наш регион вошел в пилотный проект внедрения системы «е-Оtinish», которая успешно реализована в государственных органах области.

С первого июля все 23 областных управления, 17 районных акиматов, два акимата городов областного значения, 239 аппаратов акимов сельских округов, 201 самостоятельный отдел, а также областная ревизионная комиссия, маслихаты регионов и субъекты квазигосударственного сектора полноценно работают в системе «е-Оtinish». По результатам проводимой поэтапной работы в системе зарегистрировано и рассмотрено более 2000 обращений физических и юридических лиц.

By Нина Ивановна Митчинова

Корреспондент. Тел. (7162) 25-69-16

Related Posts