«Мистер результат»

В эти дни 60-летний юбилей отмечает известный на севере Казахстана управленец Ербол Сагдиев.

Несколько лет назад на берегу Зерендинского озера, где проходил международный симпозиум лесоводов, я, специальный корреспондент «Казахстанской правды», брал интервью у министра лесного хозяйства Республики Беларусь. Наслаждаясь окрестной красотой, он произнес: «Непаханое поле для экологической коммерции». Тут же министр прокомментировал свою мысль. У них в стране государство финансирует лесное хозяйство на 40%, остальные 60% отрасль зарабатывает своими руками, создав в каждом лесхозе прибыльные предприятия по глубокой переработке древесины.

У себя в Казахстане мы также пытаемся встать на этот путь, проводя время от времени частичное реформирование отрасли. Пока мало что получается. Во-первых, у нас лесистость территории в 10 раз меньше, чем в Беларуси, во-вторых, в отечественном лесном хозяйстве не хватает эффективных управленцев с коммерческим мышлением.
Именно такого я увидел в Ерболе Сагдиеве, которого год назад назначили генеральным директором Национального природного парка «Кокшетау». Знаю его 36 лет. Впервые познакомились, когда он был зоотехником-селекционером в совхозе им. 24-го съезда КПСС. Молодой специалист добился лучшего в области результата по выходу телят на 100 коров.

Мне, тогда еще журналисту областной газеты, поручили написать об этом факте, подробнее рассказать о герое дня. Приехал, написал, увидев в собеседнике профессионала высокого класса, но больше подкупило другое обстоятельство: узко локальный специалист, всего пару лет назад окончивший институт, мыслил глобальными категориями о развитии общественного животноводства в целом.

Потом были рекордные привесы, завидные надои, должность директора совхоза. Номенклатурному работнику УК Компартии Казахстана исполнилось 26 лет. Знаменитый лозунг «Кадры решают все» открывал «зеленую улицу» для достойных, несмотря на все другие обстоятельства. Он до сих пор актуален, вот только номинанты не те – образно говоря, штучную сборку заменила массовая, сильно затрудняющая как раз выбор достойных.

До сих пор в памяти сохранился любопытный эпизод, имеющий прямое отношение к нашей теме. КПСС переживала свои последние дни, однако сельское хозяйство еще оставалось глубоко советским. В этот непонятный переходный период действовали, кто во что горазд. Мозг же Сагдиева начал активно осваивать рыночные азы.
Его совхоз выращивал сахарную свеклу. Урожай прибыли не приносил, обогащались районные заготконторы, выполняя роль посредников между товаропроизводителями и переработчиками. На этот раз совхозная сахарная свекла прямиком направилась на сахарный завод, куда предварительно лично ездил директор. Спустя некоторое время в совхоз пришел вагон с сахаром.

Работникам раздали сахар в счет зарплаты, по льготным ценам. За дефицитным товаром отправил целую делегацию райком партии… Молодой руководитель уже тогда показал наглядный урок рачительного и умного хозяйствования, сохранив эти качества до настоящих дней, что сама жизнь и подтвердила.

Правда, один проект он все-таки «запорол», вмешались объективные причины. По соседству с совхозом построили каолиновый комбинат, третий по мощности в СССР. К нему взялись прокладывать железную дорогу. Но… Не стало Союза, не стало комбината. Ербол Сагдиев тут же решает развернуть недостроенную узкоколейку в сторону своего хозяйства, заранее видя огромные преимущества дерзкого проекта. Но, увы, не хватало времени, ушли в историю совхозы, Ербол Болатович, пройдя ряд руководящих хозяйственных должностей, продолжил карьеру в исполнительной власти.

Опережая события, расскажу, откуда появился интригующий заголовок «Мистер результат». В «Казправде» работал журналист родом из района Шал-Акын СКО, где Сагдиев был акимом. Побывав дома у родителей и вернувшись в столицу, он делился впечатлениями. Люди очень довольны новым акимом, нарекли его народным именем «Мистер результат», за год с небольшим из безликих середняков вывел район в передовые, восхищался коллега.

Район Шал-Акын оказался пятым по счету, куда Сагдиева исполнительная власть направила на укрепление. А первое близкое знакомство с должностью акима состоялось в Зерендинском районе. Новый лидер принял Зеренду, погруженную во тьму. Даже в кабинете акима по вечерам зажигали свечи, не говоря о других потребителях.
Население выходило на митинги, требуя навести порядок. Выступая на них, аким обещал, что проблему решит. Такой выдержал экзамен на прочность – врагу не позавидуешь. Действовал от имени народа, в интересах народа. Полномочия выше не придумаешь, да еще прессу подключил. Мне лично довелось готовить две критические статьи, тема заинтересовала генпрокуратуру.

Коллективным напором удалось проблему снять в короткие сроки. Таков стиль работы Сагдиева. Не откладывать запросы и вопросы населения в долгий ящик. До сих пор зерендинцы жалеют об уходе Ербола Болатовича в соседний район, завидуя его жителям. Ушел он, замороженными оказались его смелые проекты. Область создавала продовольственный пояс вокруг Нур-Султана, а Зерендинский район, по мнению Сагдиева, должен такой же создать вокруг Кокшетау.

В сельских округах начали строить пункты по переработке молока, цеха по забою крестьянского скота. Не будет посредников – выиграют и производители, и потребители. Придерживался подобного курса аким. Его планам опять не суждено было сбыться. Сагдиева направляют в Атбасарский район с короткой формулировкой «на укрепление». Кое-кто до сих пор спорит, дескать, переводы Сагдиева были не укреплением, а традиционной ротацией кадров. Слова остаются словами, дела же говорят об обратном. Аким Сагдиев после себя везде оставлял заметный след. Народная молва об эффективном управленце все больше укреплялась в сознании населения, где ему доводилось работать. Атбасарское акимство прошло быстро – 1,5 года, но ярко. Узнав о переводе своего лидера в соседний Сандыктауский район, местные жители требовали оставить Сагдиева. Редкий для современной кадровой ситуации случай подтвердила видеозапись, снятая по горячим следам события.

Впрочем, чему тут удивляться, явно просматривается Сагдиевский стиль, близкий и понятный населению, эффективно влияющий на развитие вверенной ему территории. И еще, ордена «Парасат» и «Кұрмет» за красивые глазки не дают, а он ими обладает, обладает вполне заслуженно.
Например, в Балкашино до сих пор вспоминают годы его акимства как наиболее продуктивные в истории Сандыктауского района. Не могу не вспомнить о следующем эпизоде. Президент страны на республиканском аграрном совещании подверг резкой критике земледельческую отрасль. Сколько можно считать урожай в 10 центнеров успешным, почему спят новые технологии, где грамотные специалисты – вот о чем шла речь.

Из столицы в Кокшетауский корпункт «Казправды» следует команда найти не отдельное хозяйство, а целый район с более достойной урожайностью, подготовить на эту тему материал, который ляжет на стол Главы государства. Выбор пал на Сандыктауский район, стабильно получающий на круг по 18-25 центнеров зерновых.
Аким Е.Сагдиев предложил такой вариант. Интервью с акимом будет не совсем эффективным, надо в разговор вовлечь признанных хлеборобов, глубже расскажут об опыте, и доверия им больше. Таким образом, состоялся круглый стол, вызвав одобрение у руководства страны после публикации.

Перевернем настоящую страницу. Духоподъемность Сагдиев во вверенном ему коллективе начал с ветеранов. Кстати, в апреле текущего года национальному парку «Кокшетау» исполняется 25 лет. Собрал их в курортной зоне на День пожилых людей, устроил концерт, вручил подарки, а потом объявил о своих рабочих планах.
Как и следовало ожидать, на первом месте оказался коммерческий проект. В ближайшее время во всех 5 филиалах откроются собственные цеха по переработке древесины и выпуску товаров народного потребления, на очереди реконструкция устаревших питомников, дожились, что завозим саженцы деревьев и кустарников из соседней России, перечислял генеральный директор задуманные им реформы местного масштаба.

Вот официальная информация о том, что уже сделано по предложенной программе. За каких-то 9 месяцев – слово «раскачка» придумано не для Сагдиева – построены с нуля визитный центр в Зерендинской курортной зоне, гостевой дом (объект прибыльный) в Шалкарской курортной зоне, здесь же заложен фундамент современного визит-центра с живым зооуголком. Возобновили работу цеха по переработке древесины, закуплено оборудование для четвертного цеха, начато благоустройство зон отдыха, принадлежащих национальному парку.

Возобновлена заготовка дров (тоже денежки) – для населения. Согласитесь, неслыханный по резуль-тативности марш-бросок выполнен. А теперь представьте, если бы Сагдиев руководил национальным парком с первого колышка… Фору мог бы дать лучшим природоохранным учреждениям страны и ближнего зарубежья.
Планов у генерального директора громадье, главное – его поддерживает коллектив, поверив в деловые качества шефа и в свои силы.

Хотел было уйти от традиционного сценария, у человека же юбилей, не упоминая о биографии, наградах, характере, дело и еще раз дело куда важней, но пара слов напросилась сама собой. Характер взрывной, когда видит недостатки, исходящие от подчиненных. Чуткий и сопереживающий, когда спешит на помощь людям. На том его внутренний мир закрываем, зачем огород городить, если вышесказанного достаточно, чтобы представить его образ в целом.

Когда материал был готов к публикации, в своем архивном блокноте обнаружил еще один яркий момент, говорящий о юбиляре. Нарушаю последовательность, но об изложенном в нем стоит рассказать.
Отчеты разных уровней акимов перед населением давали объективную оценку деятельности исполнительной власти. На многих бывал и автор этих строк. Как-то пригласил меня на свой отчет Ербол Сагдиев, встреча с населением проходила в ауле Конысбай, где он в молодые годы работал директором совхоза. Подобных отчетов ни до, ни после я не видел. Заходим в сельский клуб, люди встают, раздаются дружные, продолжительные аплодисменты. Аким направляется к трибуне, его останавливают, усаживают на почетное место в зале.

На сцену выходит старший житель аула и объявляет повестку дня. По его словам, аульчане вместо отчета решили организовать праздник в честь прибывшего гостя. Все их просьбы и наказы аким выполнил досрочно, заложен запас прочности на будущее. Люди выступали, говорили спасибо, местная художественная самодеятельность закатила часовой концерт.
Так что нашего юбиляра «Мистер результат» начал сопровождать задолго до района Шал-Акына. А начало без продолжения, заметил один мудрец, редко бывает.

Александр КУЗЕННЫЙ.
г.г. Кокшетау – Петропавловск.

Читайте также