Стал жертвой «красного колеса»

В 2020 году типографией «Дәуір» была напечатана моя монография «Хайретдин Болганбаев – свет неугасимой звезды» под общей редакцией доктора филологических наук, профессора, академика НАН РК Дихана Камзабекулы. Эта книга посвящена моему дедушке по материнской линии Хайретдину Абдрахмановичу Болганбаеву журналисту, преподавателю, одному из лидеров Алашского движения, ставшему жертвой «красного колеса» репрессий.

Расследование гибели дедушки я начал очень давно. С 1984 года я пытался получить доступ к архивам НКВД СССР, чтобы пролить свет на его судьбу. Для этого неодно-кратно обращался письменно, приходил на личный прием к первым руководителям КНБ РК и Генеральной прокуратуры, но результатом этих обращений всегда был отказ. Лишь в 2017 году, после очередного обращения в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, мне было разрешено ознакомиться со следственными делами НКВД СССР, касающимися деда: от 17 августа 1931 г. и от 21 апреля 1937 г.

В них я обнаружил массу документов: фотографии и паспорт Хайретдина Болганбаева, различные справки, постановление об избрании ему меры пресечения и предъявлении обвинения, его личные анкеты, выписки из протоколов и прочее.

Хайретдин Болганбаев родился в 1894 г. в ауле Жосалы нынешнего Коргалжынского района Акмолинской области. Отец его Абдрахман был глубоко верующим человеком, совершившим хадж в Мекку, а сам Хайретдин получил образование в медресе «Хусаиния» в Оренбурге. В 1928 г. по обвинению в том, что он «являлся членом подпольной контрреволюционной организации в Оренбурге по агитации А. Байтурсынова», был помещен в Бутырскую тюрьму. А в начале 1929 г. в ту же тюрьму была отправлена первая большая группа национальной интеллигенции. Это были сливки общества, вместе с моим дедушкой там оказались Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Мыржакып Дулатов, Жусупбек Аймауытов – 43 человека были доставлены в Москву в вагонах с железными решетками из разных частей Казахстана. В основном все они были деятелями Алашского движения.

Супруга моего дедушки Рахима Галиакпаровна Хальфина была дочерью известного в Акмоле купца первой гильдии Галиакпара Хальфина, по материнской линии – внучкой старшего султана Костанайского округа Шынгыса Валиханова. В 1930 г. она решила разделить трагическую судьбу своего мужа и вместе с детьми Ериком, Сериком и Гульнар отправилась из Петропавловска на место его ссылки – в Соловецкий лагерь особого назначения…

В следственном деле я обнаружил письма супруги Рахимы Хальфиной, детей Гульнар и Мурата, адресованные в самые разные инстанции: Первому секретарю ЦК КПСС тов. Н. С. Хрущеву; в Государственный комитет безопасности при Совете Министров СССР; Председателю Совета Министров и Председателю Президиума Верховного Совета Казахской ССР Ж. Ташенову и так далее. В этих письмах родственники просили разъяснить, за что был арестован Х. Болганбаев, когда состоялся суд, почему их не позвали на судебный процесс, жив он или умер и если умер, то где и как это произошло? Погиб ли он в местах заключения или его расстреляли, где находится место его захоронения?

НКВД СССР и КГБ СССР на письма о судьбе мужа и отца дали следующий ответ: Х. Болганбаев был осужден на 10 лет, направлен в исправительно-трудовой лагерь и, отбывая наказание, умер 23 сентября 1942 г. от туберкулеза легких. Теперь уже известно, какую тайну скрывали от родственников. На самом деле Хайретдин Болганбаев был осужден «тройкой» УНКВД Алма-Атинской области и 21 ноября 1937 г. расстрелян.

В чем же был виновен Х. Болганбаев перед советской властью? В стенограмме допроса от 12 января 1929 г. читаем: «Я был недоволен советской властью, потому что не верил в строительство социализма, не верил в долговечность этой власти и смотрел на нее как на преходящее временное явление, коммунизма на территории России я себе не представлял».

А вот выдержки из протокола допроса алашордынца Х. Болганбаева из следственного дела 1937 года:
«Вопрос. По нашим сведениям Вы, в неоднократных беседах характеризуя положение Казахстана в условиях советской действительности, доказывали, что путь социалистического развития Казахстана являет-ся якобы гибельным и ведет к вымиранию казахского народа, и что в Казахстане как в отсталой окраине построить социализм невозможно. Высказывались против мероприятий советской власти и ВКП(б) в отношении индустриализации страны. Доказывали, что государственные займы являются якобы непосильным налогом, а сама налоговая политика советской власти направлена на чрезмерное обложение казахских хозяйств. В результате этого Вы стали убеждать население в невозможности построения социализма в СССР, и люди попадали под Ваше влияние. Вы признаете это?

Ответ: Не признаю».
В архивной справке по архивно-следственному делу №26411 я прочел заключительные выводы НКВД СССР: «Со-гласно материалам дела, Хайретдин Абдрахманович Болганбаев родился 19 января 1894 г., уроженец аула №2 Акмолин-ского района Карагандинской области… До ареста проживал и работал преподавателем в зооветтехникуме с. Капланбек Келесского района Южно-Казахстанской области. Решением Коллегии ОГПУ при СНК СССР от 4 апреля 1930 г. был осужден к 5 годам ссылки, откуда вернулся в 1934 г. и возобновил свою контрреволюционную деятельность. В целях борьбы с советской властью связался с вернувшимися из концентрационных лагерей лидерами алашордынской организации Букейхановым, Байтурсыновым, Омаровым и др. Установил связь с руководителями ныне вскрытой в Казахстане националистической повстанческо-террористической и шпионско-диверсионной организации Ходжановым, Кошанбаевым, Садыкбековым, договорившись с ними о совместных действиях против советской власти.

Согласно приговору, Х. Болганбаев… с первых же дней установления советской власти встал на путь активной борьбы против нее. В 1921 г. по поручению руководителей контрреволюционной организации нелегально ездил в Бухару к руководителю пантюркистской организации и басмаческого движения Заки Валидову для переговоров о совместных действиях против советской власти…».

Повторно дедушка был арестован 21 апреля 1937 г. 13 ноября 1937 г. обвинительное заключение направлено на рассмотрение «тройки» при Алма-Атинском ОБЛУ НКВД, и решением «тройки» от 21 ноября 1937 г. он был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Через два дня после вынесения приговор привели в исполнение…

Согласно постановлению президиума Алма-Атинского областного суда от 1957 года и заключению Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 1997-го, решение «тройки» УНКВД отменено, делопроизводство прекращено из-за отсутствия состава преступления.

Мне удалось найти место захоронения моего дедушки Хайретдина. В 2011 г. Казахстанское историко-просветительское общество «Адилет», Комитет национальной безопасности Республики Казахстан и акимат Алматинской области опубликовали книгу «Азалы кітап. Книга скорби. Захоронение «Жаңалық»» – расстрельные списки жертв политических репрессий. На 86 странице я нашел фамилию моего дедушки Хайретдина и короткую информацию о нем: «Болганбаев Хайретдин. Родился в 1894 г., уроженец аула №2 Акмолинского района, казах, журналист-литературовед, препо-даватель техникума. Осужден «тройкой» УНКВД Алма-Атинской области 21.11.1937г. Расстрелян в 1937 г. Реабилитирован приказом Алма-Атинского областного суда 24.08.1957 г.».

Исследование жизни Хайретдина Болганбаева, одного из лидеров Алашского движения, государственного и общественного деятеля, будет продолжено. Впереди огромная исследовательская работа.

Достык КАМЕЛОВ,
экономист-политолог.

Читайте также