Участвовать в оценке может каждый

Новый Экологический кодекс РК, принятый 2 января 2021 года, вступит в действие с 1 июля 2021 года и предусматривает следующие изменения в части государственной экологической экспертизы.

Предприятия и сооружения, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, по новому кодексу, так же, как и по действующему, делятся на четыре категории, но в новом кодексе эта классификация не зависит от санитарной классификации производственных объектов. Критерии, на основании которых объектам присваиваются I, II или III категории, закреплены в приложениях к новому кодексу. Объектам, не соответствующим указанным критериям, присваивается четвертая категория.

Операторы объектов, введенных в эксплуатацию или получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы или комплексной вневедомственной экспертизы проектов до 1 июля 2021 года, должны будут до 1 августа 2021 года по-дать в уполномоченный орган заявление о присвоении объектам соответствующей категории.

Новый кодекс предусматривает разные виды обязательных документов: для I категории – комплексное экологическое разрешение, для II – экологическое разрешение на воздействие, для III – подача оператором декларации о воздействии на окружающую среду, для IV категории разрешение или декларация не предусмотрены.
Согласно новому кодексу, обязательной оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) подлежат виды деятельности, оказывающие существенное воздействие на окружающую среду.

Такие виды деятельности подлежат скринингу намечаемой деятельности – процедуре, в ходе которой уполномоченный орган определяет, может ли намечаемая деятельность в каждом конкретном случае оказывать существенные воздействия на окружающую среду и, следовательно, нужно проводить ОВОС данной деятельности. Кроме того, в рамках ОВОС предусмотрена процедура определения сферы охвата.

Важнейшей частью ОВОС станет составление отчета о возможных воздействиях, в котором будут отражены результаты проведенных исследований. На основании таких отчетов уполномоченный орган будет выдавать заключения по результатам оценки – документы, закрепляющие выводы о возможных существенных воздействиях намечаемой деятельности на окружающую среду, условиях, при соблюдении которых эта деятельность признается допустимой.

Новый кодекс требует, чтобы на всех стадиях ОВОС создавались все необходимые условия для участия в ней заинтересованной общественности и государственных органов. При проведении скрининга и определении сферы охвата ОВОС уполномоченный орган будет собирать, рассматривать и учитывать замечания и предложения заинтересованных органов и общественности, поступившие в установленный срок; после завершения подготовки отчета о возможных воздействиях этот отчет будет выноситься на общественные слушания.

Если после проведения общественных слушаний будут оставаться замечания и предложения, не снятые их авторами, инициатор намечаемой деятельности должен будет организовать доработку отчета и его представление на повторных общественных слушаниях. Если в ходе повторных общественных слушаний замечания и предложения не будут сняты, и инициатор не будет согласен с ними, возникшие разно гласия будут рассматриваться экспертной комиссией, в которую, помимо представителей уполномоченного органа и заинтересованных государственных органов, войдут по одному представителю Национальной палаты предпринимателей РК и аккредитованных некоммерческих организаций.

Таким образом, нововведения в части ОВОС направлены на обеспечение детального изучения существенных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду, применение методов исследований, соответствующих современному уровню развития знаний, обеспечение участия заинтересованной общественности и заинтересованных государственных органов во всех стадиях ОВОС.

Айгуль БАЖИРОВА,
руководитель отдела экологического
регулирования департамента экологии
по Акмолинской области.

Читайте также