ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ
Героиня одного известного советского фильма говорила: «В магазинах хамят, придешь на рынок отдохнуть, и тут то же самое…» Похоже, сегодня таким рынком, на котором многие «отдыхают», отбрасывая все скрепы воспитания и такта, становятся социальные сети. И правда: казалось бы, пиши, что хочешь, тебя здесь никто не узнает, особенно, если создать фейковую страницу без фото.
Вот и пишут многие, не стесняясь в выражениях, все, что накипело. Причем накипеть может по разным поводам, а достается всегда тем, кто на виду, — коммунальным службам, сотрудникам госструктур, называемым в сетях не иначе, как «чиновники», и конечно, санитарным службам — они весь последний год в топе человеческого недовольства.
Можно опустить безграмотность некоторых блогеров, которые, говоря об аппарате Главы государства, к примеру, называют его сотрудников «депутатами» или внушают населению средневековый страх перед чипированием, находясь, как говорится, на переднем крае электронных сетей (уж там-то найти человека и все о нем узнать проще простого). Обратимся к другому аспекту проблемы — так сказать, морально-этическому.
За те годы, что социальные сети из развлечения превратились в инструмент влияния, этика общения в электронном формате, к сожалению, так и не сформировалась. Многие блогеры и комментаторы из разряда «Я свидетель! А что случилось?» не утруждают себя подбором слов и выражений. Поток брани, в том числе и нецензурной, обрушивается на тех, кто вызвал негативные эмоции — порой абсолютно безосновательно, а иногда — как провокация. Такие мысли возникают, когда видишь профиль сквернослова — пустой, без фото и публикаций. Словно специально создали для гадостей. А может быть, так и есть?
Поделюсь секретом, если кто не знает: сегодня в социальных сетях свои аккаунты есть практически у каждого государственного органа. Комментарии и вопросы отслеживаются, можно в любое время написать в личные сообщения, даже отправить голосовое, если совсем лень. На каждый вопрос будет дан толковый и обстоятельный ответ. Казалось бы: живи и радуйся, даже утруждаться не надо. Но некоторым этого, видимо, мало. И в сети льются бескультурие, откровенное хамство и нецензурщина. Кстати, никогда не слышала, чтобы в продвинутой Европе или в США любой комментарий в сети расценивался как обращение к государственному органу. Хочешь обратиться — оформи заявление, запрос, хотя бы электронное письмо напиши. А позволишь себе оскорбление сотрудника, исполняющего свои обязанности, — готовься к изнурительным судебным процессам и нешуточным тратам.
Подобные нормы, кстати, есть и у нас в законодательстве.
131 статья Уголовного кодекса РК, в первой главе части второй гласит: «оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста двадцати часов. То же деяние, совершенное публично или с использованием средств массовой информации, или сетей телекоммуникаций, наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов».
Получается, что каждого, кто позволил себе непарламентские выражения в отношении конкретного человека, можно привлечь к ответственности и серьезно наказать. И это правильно.
Отвечать «за базар» должен каждый. Взрослый человек просто обязан уметь держать себя в руках, даже если, как говорится, «накипело». И если ему для этого не хватает воспитания — помочь должен страх перед нешуточным штрафом в 580 тысяч тенге.
Думается, что даже одно такое громкое дело помогло бы повысить культурный уровень некоторых популярных акмолинских инстаграм-страниц и их посетителей-комментаторов. Кстати, руководитель областного департамента санитарно-эпидемиологического контроля Айнагуль Мусина недавно рассказала на брифинге, что уже обратилась в полицию с заявлением об оскорблении в отношении нее, распространенном посредством соцсетей. Хочется верить, что будет создан прецедент.
Не согласны? Давайте обсудим…
Владислава КОКОРИНА.