При беглом взгляде в этой незнакомке любой может безошибочно угадать ее профессию. Пусть даже никогда прежде не видел, как она входит в класс. А если и наблюдал за ней однажды вне школы, да еще в глубокой противовирусной маске, без журнала для подготовительных классов под мышкой — все равно без ошибки определишь ее принадлежность. Потому что двадцатилетнюю учительницу Ирину Ленько выдает выражение глаз. И манеры.
Мама, Татьяна Валерьевна — бывшая жительница Жаркаинского района, а сегодня горожанка — не одобряла профессиональный выбор дочери, потому что сама с педагогикой знакома не понаслышке:
— Прекрасно знаю трудности этой работы. Вот я и хотела ее переориентировать. Она, например, хорошо рисует… Но все разговоры-уговоры были напрасными. В ответ на мои увещевания только твердила: «Хочу заниматься с детьми». Понимаете, Ирина обладает особенной силой, которая не подавляет волю авторитетом, а увлекает. С детства вокруг нее собирались дети и с пользой проводили время. С 9 класса она уже вела общешкольные линейки так, что было увлекательно и взрослым, и первоклашкам, писала сценарии праздников…
— А Вы сами-то чем сейчас занимаетесь, если утверждаете, что дочь не в Вас пошла? Обычно все-таки «недалеко яблоко от яблони»…
— Работаю специалистом по адвокации, коммуникации и социальной мобилизации при областном центре фтизиопульмонологии.
— Редкая специальность! Если я не ошибаюсь, это даже больше, чем «два в одном»: педагогика, медицина и плюс коммуникационность с дошкольно-школьным уклоном.
— Но я надеялась, что она все же передумает. По окончании Высшего колледжа «Арна» практику проходила здесь же, в Кокшетау, в школе-гимназии №1. И сразу растерялась: на занятиях — больше 20 детей! Как их всех одновременно держать в поле зрения, увлекать одной темой? Попереживала немного, потом собралась с мыслями и сказала, как отрезала: «Надо, мама, мне опыта набираться в сельской школе. Поехала в село.
Не стал я расстраивать Татьяну Валерьевну, потому что уже знал, сколь безнадежными оказались ее мечты относительно возвращения домой дочери Ирины. Та легко влилась в педколлектив школы села Гастелло, полюбилась детворе и увлеченно ее готовит к 1 классу. Директор Елена Николаевна Герасимчук охарактеризовала дебют молодого учителя:
— Ирина Александровна заменила коллегу, ушедшую в декретный отпуск. Учителю начального образования (у И.А. Ленько — диплом с отличием!) достался класс из малоподготовленных дошколят. Они не ходили в детсад, но быстро сдружились между собой. Приехала учительница не с пустыми руками: привезла с собой познавательные настольные игры и переносную доску, на которой можно писать как мелом, так и фломастером.
Нам повезло с таким хорошим специалистом, дети от нее не отходят даже во время перемен: то Байтерек учились рисовать, то еще что-то. Сейчас молодая учительница уже готовится к тестированию — аттестация на повышение квалификации. Думаю, что с ее целеустремленностью, творческим подходом все получится, о чем мечтает.
Спросил я у Ирины, как в сельской школе идет накопление самостоятельного опыта, о чем она мечтала в Кокшетау? И Ленько ответила:
— У меня хороший наставник — Наталья Сергеевна Маркова. Как-то она меня подменяла на уроках, так дети теперь ее каждый день вспоминают. Наблюдаю, разгадываю феномен такой популярности. Обращаюсь к мудрому педагогу за советом, стараюсь перенять удивительный опыт расположения детей к себе.
Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».
Жаркаинский район.
Фото из архива автора.