Восстанавливают историю

ИСТОКИ

«Акмолинская правда» в прошлом году рассказывала о краеведческом движении в Жаркаинском районе. Эта работа продолжается и в этом году. Активисты отдела культуры, архива, местные журналисты организовывают поездки по сакральным местам, проводят встречи с аксакалами, изучают архивные документы.

К этому инициативному движениию все больше подключается земляков, проживающих за пределами района. В их числе — Елеубек Тналин. Этот краевед скрупулезно изучает архивы, обнаруженные ценные сведения он предает гласности через нашу газету, а также районный еженедельник «Целинное знамя». Исследовательский интерес Тналина чрезвычайно широк. Собранные многочисленные сведения, проанализированные статданные, пунктуально записанные факты биографии руководителей и вдохновителей…. Такой объем материала не могла вмещать в себя личная библиотека, и в конце марта 2020 года из печати вышел исторический сборник Елеубека Тналина. Это издание (ТОО «Арқа және К», г. Караганда) первоначально планировалось как сборник родословных, но в книгу автор включил много интересных документов из разных эпох Жаркаина. Здесь содержатся материалы о переселении в Степной край, об истории старых сел (исчезнувших с современных карт и продолжающих существовать), описание важнейших объектов региона.

Один из исторических объектов его повышенного интереса — малоизвестная история жизни земляка Кабыла Бостанова, сподвижника Кенесары Касымова. Недавно по фотографиям Елеубека Тналина и его личному финансированию специалистами была выполнена трехмерная  реконструкция утраченных элементов мавзолея Кабыл батыра — иллюстрация того, как первоначально мог выглядеть памятник, каким он может быть представлен современникам после выполнения необходимых архитектурных работ. В корпункте «АП» всегда с нетерпением ждут писем от Елеубека Ашимовича, знают: в очередном своем послании автор поделится новыми сведениями, документальными подтверждениями актуальной версии. Это послание — не составляет исключения.

трехмерная реконструкция утраченных элементов здания

Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».

Мавзолей Қабыла

Одним из немногих сакральных мест в Жаркаинском районе Акмолинской области, сохранивших свои реальные очертания до сегодняшних дней, бесспорно, является мавзолей Кабыл батыра (Кабыла Бостанова). Местные жители называют это местечко «Кызыл там», а Ишимская археологическая экспедиция — «Некрополь «Далабай».

Мавзолей располагается северо-восточнее села Далабай, примерно в 2,5 км. Он представляет собой однокамерное портально-купольное сооружение с 4-угольным основанием в 5,1 на 4,8 метра. О жизни Кабыла, его участии в освободительном движении под предводительством Кенесары Касымова, а также о последующей общественной деятельности этой неординарной личности мы знаем, в большинстве случаев, по устным преданиям. Но есть и разрозненные документальные подтверждения деятельности батыра.

Первое такое документальное свидетельство, которое мне удалось отыскать, подтверждает его проживание в Тарақты-Ноғайской волости Атбасарского уезда Акмолинской области, и относится оно к 1862 году. А в 1866 году Кабыл Бостанов сам свидетельствует о злоупотреблениях тогдашнего волостного управителя Төрежана Валиханова (дяди Чокана Валиханова). В этом документе автор указывает свой возраст — 42 года, что совпадает по хронологии событий. Этот факт также зафиксировал чиновник особых поручений Губернатора области Сибирских киргизов Вараксин.

20 февраля 1852 года в своей объяснительной записке Кабыл Бостанов признается, что в 1842 году он действительно находился среди повстанцев Кенесары Касымова. Тогда отряды восставших родственников возглавляли: из рода Бектауыл — Баубек Бекмұрзин, рода Сайыс — Қарабатыр Тутанов, рода Орақ — Кабыл Бостанов, рода Көшек — Малғара Нұрабаев. Их ауылы кочевали вместе с повстанцами. Мятежники вернулись в родные края лишь в 1848 году. Свое желание поселиться в Кокшетауском округе Акмолинской области они документально зафиксировали в укреплении ¥лытау 24 марта 1848 года. Представители официальной власти привели их к верноподданности России 18 июля и временно присоединили к ведению волостного управителя Ердена Сандыбаева.

Поселенцы для мирной жизни заняли земли от устья реки Терісаққан по правому берегу реки Есиль до Күркетала. Временные поселения постепенно превратились в постоянные. Аул Кабыла батыр из 8-ми домохозяйств располагался в урочище Тырқырама.

Существуют другие, косвенные доказательства участия Кабыла Бостанова в восстании Кенесары и дальнейшей его деятельности. 21 января 1863 года он наряду с другими подписывает так называемый приговор (протокол того времени) о даче согласия на перекочевку из Каратау султана Қошқарбая Саржанова с братьями и толенгутами в Тарақты-Ноғаевскую волость Атбасарского уезда Акмолинской области. (Қошқарбай — сын родного брата Кенесары). На такой поступок не каждый бы добровольно согласился, а опальный батыр берет на себя дополнительные обязанности по обеспечению лояльного отношения чингизидов к царской власти. Для этого надо было обладать качествами признанного лидера, заручиться доверием и уважением соплеменников.

Как свидетельствуют документы, Бостанов имел высокий рейтинг у местного населения — входил в число 52 наиболее влиятельных людей волости. Он участвует в разработке и принятии решений «О негосударственных сборах». Один из таких документов принимался на 1864 год. Средства от сборов направлялись на общественные нужды.

Елеубек ТНАЛИН, краевед.

Жаркаин — Алматы.

P.S. Использованы материалы ЦГА РК 1852,1863,1866 годов, а также «Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспедицией по исследованию степных областей. (Акмолинская область, Атбасарский уезд.1902 год)», другие источники.

На фото: мавзолей Қабыл батыра; трехмерная реконструкция утраченных элементов здания.

Читайте также