Воинские соединения, сформированные в Акмолинской области

(Продолжение. Начало в №№ 72, 73 и 74).

Мы можем по праву гордиться тем, что на земле Приишимья были сформированы три стрелковые и кавалерийская дивизии. Боевые соединения комплектовались из числа призывников северных областей Казахстана. Основной костяк политработников, рядовых и сержантов составляли акмолинцы.

Материальными ресурсами, транспортом, продовольствием, обмундированием обеспечивали новые формирования предприятия, колхозы и совхозы области. Помещения для размещения личного состава, столовые и бани, мебель и посуда, учебное оружие, медикаменты и многое другое требовалось для создания соединений. Всю эту большую организационную работу проводили местные партийные и советские органы.

Раньше других отправилась в действующую армию 310-я стрелковая дивизия, сформированная 17 июля 1941 года. В нее вошли 3 стрелковые и артиллерийский полки, противотанковый, артиллерийский дивизионы, саперный, связи и медико-санитарный батальоны, разведрота, авторота подвоза, подразделения боевого и материально-технического обеспечения. Общая численность личного состава достигала 11 тысяч человек. Состав дивизии был многонациональным: 40% составляли казахи, 30 — русские, 25 — украинцы. Около 70% служили в армии, остальные прошли лишь курс допризывной подготовки. Командиром был назначен сын белорусского крестьянина, участник гражданской войны Замировский Никифор Матвеевич. Начальником штаба — опытный кадровый офицер Кружков Михаил Иванович, комиссаром — политработник, выпускник Ленинградского военно-политического училища Шаманин Степан Иванович. 18 августа 1941 года первые эшелоны покинули Акмолинск, 6 сентября дивизия вошла в состав 54-й армии Ленинградского фронта.

Обстановка там была очень напряженной. Гитлеровцы заняли станцию Мга и город Шлиссельбург, окружили Ленинград, начали продвигаться по берегу Ладожского озера. Дивизия получила приказ — остановить противника на восточном берегу реки Волхов, фронт обороны составил 20 километров. Развернулась ожесточенная схватка. В первом же бою личный состав 310-й од проявил исключительную храбрость и мужество. 1080-й полк, возглавляемый капитаном Житяевым, отбросил противника на 6 км, захватил оружие, средства связи. На другом участке 1084-й полк разгромил 2 фашистских батальона, подбил 12 танков, захватил 3 машины с боеприпасами. За три дня дивизия продвинулась на 10 километров и заняла оборону.

Вскоре была поставлена новая задача — остановить наступление фашистов на Волхов. Особенно тяжелые бои развернулись за поселок Пчева, где оборонялся 1084-й полк майора Юртова. 1 ноября этот полк целый день стойко выдерживал вражеский натиск, отбил шесть атак. Немцы бросили на Пчеву новые силы, бой длился до утра… В штаб дивизии вернулась лишь небольшая группа бойцов. Они рассказали о трагическом исходе боя: кончились боеприпасы, началась рукопашная схватка, героически погибли командир полка Юртов, комиссар Зеленский, начштаба, капитан Джумабаев. Полк выполнил задачу — задержал врага, не дал ему пройти вперед. Среди выживших был знаменщик из села Астраханка Матвей Могильный. Благодаря спасенному им знамени часть не была расформирована и действовала до конца войны. Большие потери в этих боях понесли и другие полки и подразделения дивизии.

Днем и ночью не стихали бои в районе Волхова. Сотни бойцов и командиров храбро сражались. К примеру, командир взвода разведроты Карамеддинов. Как-то по заданию вместе с Нугмановым, Дунаевским, Еременко, Кравцовым, Гаркушей он перешел линию фронта. К исходу третьего дня бойцы решили устроить засаду, чтобы взять «языка». Не успели разведчики расположиться, как увидели двигавшиеся по дороге три грузовые машины с солдатами. Разведчики забросали их гранатами, обстреляли из автоматов, самым ценным трофеем стал унтер-офицер, который сообщил ценные сведения о намерениях противника.

В ноябре 1941 года, когда морозы сковали воды Ладоги, по льду шоферы 310-й сд часто в условиях бомбежки совершали рейсы по легендарной «дороге жизни». В их числе: С. И. Ичевский, С. И. Детюк, В. И. Лоскутов, И. Н. Алеацев, Г. В. Городинский, И. С. Севокобыльский.

В 1942-1943 годах 310-я сд участвовала в боях по ликвидации Киришского плацдарма на реке Волхов. В январе 1944-го за бои по прорыву обороны немцев под г. Новгородом дивизии была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего и присвоено почетное наименование «Новгородская». С июня по сентябрь 1944 года дивизия участвовала в разгроме финских войск на Карельском фронте в районе Лодейного Поля, форсировала реку Свирь. После отдыха и переформирования в феврале 1945 года в составе 19-й армии 2-го Белорусского фронта прорывала польско-немецкую границу, штурмовала города Штольц, Лауберг, сильно укрепленный город Кезлин, форсировала Одер, брала города Волен, Свинемюде. За успехи в Восточно-Померанской операции дивизия была награждена орденами Красного Знамени и Ленина. Награды также получили стрелковые полки: 1084-й — орден Красного Знамени, 1082-й — орден Суворова III степени, 1080-й — орден Кутузова III степени. 28 июня 1945 года 310-я Новгородская Краснознаменная ордена Ленина стрелковая дивизия была расформирована.

387-я стрелковая дивизия стала формироваться в августе 1941 года, 6-8 ноября 15 эшелонов с бойцами и снаряжением отбыли из Акмолинска в Мичуринск. Рядовой состав был набран в основном из Акмолинской, Северо-Казахстанской, Кустанайской областей, 1900-1905 года рождения, т. е. в возрасте от 35 до 40 лет. Средний командный состав — выпускники Алма-Атинского стрелково-пулеметного училища, запасники, окончившие курсы усовершенствования младшего командного состава.

Совершив 20-дневный марш по маршруту Мичуринск-Липецк-Алексеевка-Данков-Воскресенское-Ивановское-Спасское-Казарино, 27 декабря 1941 года дивизия вышла в район Троицкого и к исходу дня овладела селением. Перед соединением была поставлена непростая задача — атаковать врага, который был хорошо укреплен и прекрасно вооружен в районе Городища, в последующем — овладеть городом Волховом. Дивизия, неся большие потери, не смогла выполнить поставленную задачу, т. к. совершенно не было противотанковых орудий, орудий противовоздушной обороны, почти полностью отсутствовали боеприпасы. С января по август 1942 года 387-я сд участвовала в оборонительных и наступательных боях, прикрывая Калужское и Тульское направления, не давала врагу обходным маневром подойти к Москве. В августе в районе реки Жиздра дивизия попала в окружение и фактически была разгромлена. Выход из окружения обеспечивала спешно сформированная противотанковая группа, комиссаром которой был акмолинец, капитан И. Смолин. В течение двух суток группа вела бои с танками и бронетранспортерами, обеспечивая отступление. На момент выхода из окружения в дивизии насчитывались около 800 человек.

Пополнив ряды, дивизия перебрасывается во 2-ю гвардейскую армию Сталинградского фронта. Участвует в ликвидации группировки немецких войск, которая должна была деблокировать попавшую в окружение армию Паулюса. С боями проходит до Северного Донца, повернув на юг, освобождает Новочеркасск, многие другие населенные пункты Донбасса. Преследует немцев до Крыма.

На рассвете 4 ноября 387-я сд штурмом захватила центральную часть Турецкого вала на Перекопском перешейке и перешла к обороне. 7 апреля 1944 года был получен приказ о наступлении. В первый же день 949-м артполком было уничтожено 18 дзотов, несколько артиллерийских и минометных батарей, большое число пулеметных точек, сотни солдат и офицеров. В результате боя наша дивизия овладела восточной частью вала, захватила опорный пункт обороны противника — г. Армянск. Приказом Верховного Главнокомандующего за героизм и мужество 387-й сд было присвоено почетное наименование «Перекопская». С 6 по 9 мая 1944 года дивизия во взаимодействии с другими воинскими частями участвовала в боях за Севастополь. За пределами Родины громила фашистов в Восточной Пруссии, Померании, Польше, Венгрии. Долгожданный день победы встретила в столице Румынии — городе Бухаресте. В Крыму, на Сапун-горе, и сейчас стоит величественный памятник в честь освободителей Севастополя. На одной из гранитных плит золотыми буквами рядом с другими частями начертан номер и нашей 387-й Перекопской Краснознаменной стрелковой дивизии.

В конце 1941-го — начале 1942 года была создана 29-я стрелковая дивизия. В ее состав входили 106-й, 128-й, 229-й стрелковые полки, 77-й артиллерийский полк, 125-й отдельный истребительный противотанковый дивизион. В апреле 1942 года на железнодорожных станциях Акмолинск и Караганда дивизия погрузилась в вагоны и прибыла в Тульскую область, войдя в резерв Верховного Главнокомандования.

Лето 1942 года — один из самых напряженных периодов в истории Великой Отечественной войны. Враг стремился овладеть Кавказом и Сталинградом. На направлении главного удара стягивались резервы, сюда в составе 64-й армии и была переброшена 29-я сд. У станицы Цымлянская передовой отряд дивизии принял первый бой с крупным десантом фашистов, успевших переправиться через Дон. В ходе ожесточенного трехдневного боя наши бойцы огнем, в рукопашных уличных схватках наносили удары врагу. Фашисты подтянули новые силы — к станице подошло множество танков и автоматчиков. По приказу командования батальон отступил. В схватке наши части понесли большие потери, воины дивизиона получили первые правительственные награды. Это кровопролитное сражение бойцы прозвали «цымлянским пеклом». С августа дивизия вела бои на южных подступах к Сталинграду — в районе станции Абганерово, сел Елхи, Бекетский лес. Ранним утром 23 ноября дивизия перешла в наступление. В этот же день замкнулось кольцо вокруг 330-тысячной германской армии. Ведя бои с упорно сопротивлявшимися гитлеровцами с 22 по 24 января 1943 года, 29-я сд овладела северной частью с. Стародубовка, вошла в пригород Минина. С 26 января дивизия вела уличные бои в южной части Сталинграда, очистила от противника ул. Рабоче-Крестьянскую. 29 января резервный учебный батальон и разведрота ударом с фланга вышли на улицу Халтурина, остальная часть дивизии — на улицы Московская и Гоголя. 1 февраля бойцы вели зачистку в полосе улиц Карпа Либхнета, Республиканская, Орловская. 1 марта 1943 года приказом НКО № 104 29-я сд была преобразована в 72-ю гвардейскую стрелковую дивизию, вошедшую в состав 7-й гвардейской армии.

Новой яркой страницей в истории дивизии стали бои на Курской дуге. 5 июля 1943 года в районе Белгорода и Орла противник крупными силами перешел в наступление. Всего наступало 50 немецких дивизий, в том числе 16 танковых и моторизованных, более 2 тысяч самолетов. В первый день операции позиции 72-й сд, защищавшей широкую полосу в районе Маслова пристань-Прибтовка-Безлюдовка, были атакованы мощным минометно-артиллерийским огнем. Берега Северного Донца превратились в огненный ад, земля содрогалась от грохота тысяч орудий, взрывов бомб, рева танков, автоматно-пулеметной стрельбы. Гвардейцы, неся большие потери, то отступая, то атакуя, одерживали бешеный напор врага. За первую неделю битвы они вывели из строя около 7000 фашистов, 46 танков и много другой техники и оружия. В августе дивизия участвовала в контрнаступлении советских войск на Белгородско-Харьковском направлении — освобождала города Харьков, Красноград. За доблесть и геройство по освобождению Краснограда, ей было присвоено почетное наименование «Красноградская». 23 сентября 1943 года дивизия вышла на участок Камарево-Старый Орлик к Днепру.

Операция по форсированию Днепра стала одной из самых героических страниц летописи Великой Отечественной войны. История не знала примеров ускоренного преодоления такой водной преграды — ширина реки достигала 700 м, глубина -8 м, восточный берег хорошо просматривался и контролировался противником. Выйдя к Днепру, советские войска, не тратя времени на подготовку, начали переправу. Десант из батальона 72-й од в сложнейших условиях принял неравный бой, продолжавшийся весь день. Ночью, когда началась высадка стрелковых полков дивизии, бой разгорелся с новой силой. Вода забурлила от пуль и осколков. Люди и штурмовые плотики плыли среди водных фонтанов, поднимаемых взрывами. Не всем посчастливилось достичь цели. Те, кто добрался до берега, сразу же оказывались в пекле боя. На протяжении многих дней не стихали раскаты сражения. В авангарде 7-й гвардейской армии шла 72-я стрелковая дивизия.

За время зимней кампании 1943-1944 года дивизия отбивала у немцев населенные пункты родной земли, за освобождение Кировограда в январе 1944 года была награждена орденом Красного Знамени. Форсировала Южный Буг и начала освободительный поход по зарубежным странам: взломала мощную оборону врага в Тыргул-Фрумосском укрепленном районе (Румыния), по пятам преследовала немцев в горнолесистой Трансильвании, освобождали Австрию, Чехословакию. Боевой путь от Сталинграда до Праги прошли наши земляки: капитан Сперанский, старший лейтенант Дубицкий, старшины Скоморовский, Светличный и многие другие.

На основании постановления ГКО от 13 ноября 1941 года в Казахской ССР надлежало сформировать две национальные кавалерийские дивизии, две отдельные стрелковые бригады. В Акмолинской области сразу же стали проводиться мероприятия по созданию 106-й кавалерийской дивизии. В состав воинского формирования вошло более 4000 человек, 90% которых по национальности   были   казахи. 21 марта 1942 года приказом по Средне-Азиатскому военному округу дивизия была расформирована и в составе отдельных кавалерийских полков вошла в 6-й кавалерийский корпус, в части других дивизий Юго-Западного фронта.

Ставка Верховного Главнокомандования планировала в мае 1942 года начать операцию по освобождению Харькова. Боевые действия начались 12 мая, советские войска прорвали оборону противника, на следующий день была введена кавалерия. Наши земляки оказались в самом центре наступления, преследуя отходившие части противника, достигли реки Орель, форсировали ее и захватили плацдарм на западном берегу. На третий день глубина участка прорыва достигала 50 км, глубина — 30 км. 17 мая враг нанес контрудар, смяв наступление наших войск, стал продвигаться на восток. Красная армия под давлением превосходящих сил (в направлении действовало до 150 танков) вынуждены были отойти. 23 мая советские соединения оказались в окружении. Оставшиеся в огненном кольце, продолжали героически сражаться, вырваться удалось лишь небольшой части. В результате сражения, получившго в истории войны название «харьковский котел», по разным источникам советская армия потеряла до 270 тысяч человек, погибших и попавших в плен. Обречены были и бойцы 106-й кавалерийской дивизии, спастись удалось немногим. Немалая часть оказалась в плену. Пройдя через ужасы фашистских лагерей, после окончания войны они были подвергнуты сталинским репрессиям. По оценкам военных экспертов разгром советских войск в майской операции по освобождению Харькова 1942 года был вызван неумелыми действиями высшего военного руководства.

Долгое время судьба 106-й кавдивизии оставалась неизвестной, и только благодаря новым исследованиям, усилиям энтузиастов, спустя более 70 лет, открылась правда о трагической судьбе казахстанцев — храбрых и отважных воинах, которые в безвыходной ситуации с винтовками и шашками противостояли танкам и самолетам. Среди тех, кто сражался в составе 106-й кавдивизии, были наши земляки: второй секретарь Акмолинского обкома партии политрук С. Кулмагамбетов, нарком легкой промышленности Казахской ССР, комиссар дивизии Нуркан Сеитов, работники политотдела Елеубаев, Садырбеков, Бесикиев, кавалеристы Кали и Катай Сауытбековы, Ш. Ешимов, К. Мешенов, К. Абишев, М. Уатаев, К. Мухамбетов.

В годы войны в Кокшетау базировался 367-й запасной стрелковый полк. Казармы находились в двухэтажном здании по улице Куйбышева, здесь проходило первоначальное обучение новобранцев, практические занятия проходили у сопок Букпа и Галочья.

Подготовил Марат НУРСЕИТОВ, по материалам облгосархива.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Читайте также