Евразийская интеграция
Уважаемые читатели, сегодня мы публикуем один из докладов, прозвучавших на международной конференции «Н.А. Назарбаев и международные инициативы Казахстана: практика и приоритеты». Соорганизаторами конференции стали Библиотека Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, акимат Акмолинской области и КГУ им. Ш. Уалиханова.
Т.С. СУЛЕЙМЕНОВ,
министр иностранных дел Казахстана (1991 -1994 годы),
Чрезвычайный и Полномочный Посол,
доктор политических наук.
С самого начала обретения независимости Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев придавал особое значение формированию свободной независимой внешней политики. В этот исторический период молодой независимой республике предстояло осуществить коренные социально-экономические реформы, судьбоносные преобразования в политической системе страны.
Для проведения столь масштабных преобразований необходимы были внешние условия, которые способствовали бы привлечению иностранных инвестиций в экономику, передовых западных технологий и развитию малого и среднего бизнеса в Казахстане, одним словом, государство должно быть привлекательным, миролюбивым и дружественным.
Чтобы стать таким государством, нужно было определить прежде всего свою собственную внешнюю политику на мировой арене, вступить в различные международные организации, установить дипломатические отношения, открыть собственные посольства, представительства и консульские учреждения за рубежом.
Во внешней политике нашей страны особое место занимают неоценимые инициативы Первого Президента Казахстана Н. Назарбаева, которые были направлены на достижение справедливого мира и международной стабильности. В частности, именно по инициативе Нурсултана Назарбаева впервые 21 декабря 1991 года состоялась Алматинская встреча лидеров новых независимых государств, на которой было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). Согласно принятой Алматинской декларации и большим усилиям казахстанского Президента по координации взаимоотношений между суверенными государствами, был закреплен равноправный статус новых независимых государств, что способствовало возникновению СНГ и предотвратило возможный раскол на постсоветском пространстве. Эта инициатива выполнила важную историческую миссию в становлении новых суверенных независимых государств на Евразийском пространстве.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев как активный сторонник интеграционных процессов в рамках СНГ в марте 1994 года в МГУ им. М. Ломоносова выступил с инициативой о необходимости создания Евразийского союза, которая вызвала особый интерес и резонанс в международном сообществе. Следует подчеркнуть, что эта инициатива не была очередная для региона стран СНГ, а имела стратегический характер дальнейшего развития молодых независимых государств. Как известно, Евразийская инициатива Президента Казахстана в последующие десятилетия получила дальнейшее развитие, и в конечном счете благодаря неутомимой деятельности Н. Назарбаева был создан Евразийский экономический союз.
Таким образом, идея современного евразийства Н. Назарбаева олицетворяла не только масштабы творческого мышления незаурядной личности, но и глубокий прагматизм: невозможно выжить в одиночку, и потому странам СНГ необходима новая интеграция. Этот союз был необходим также для сдерживания экспансии мировой глобализации, пресечения ее негативных последствий, в то же время разумного использования ее благ.
5 октября 1992 года на ГА ООН Нурсултан Назарбаев выступил с совершенно новой инициативой по созданию Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Эта структура могла бы заняться непосредственно вопросами обеспечения безопасности стран Азии, затем взаимодействовать с подобными структурами безопасности Европы и Африки. Эта инициатива Казахстана с успехом осуществилась в жизни, превратившись в реальную силу — структуру регионального обеспечения безопасности и мира на Азиатском континенте.
Как известно, после распада Советского Союза Казахстан приобрел статус ядерной державы, обладая четвертым по величине ядерным арсеналом на своей территории. Внимание мировой общественности было приковано к Казахстану, как он поступит с этим ядерным оружием. Нужно было решать эту сложнейшую проблему так, чтобы не нанести ущерба международной стабильности.
В начале 1992 года Казахстан вместе с Украиной и Беларусью были наделены статусом стран, «временно» обладающих ядерным оружием, что открыло возможность напрямую взаимодействовать Казахстану с ядерными державами и обсуждать проблемы, представляющие взаимный интерес. Государства, входящие в «ядерный клуб», все были категорически против дальнейшего присутствия смертоносного оружия на казахстанской территории и фактически настаивали, чтобы Казахстан добровольно отказался от него.
Президенту Казахстана Н.Назарбаеву было непросто в этой ситуации принять взаимоприемлемое решение. Он выдвинул два принципиальных условия, при выполнении которых Казахстан добровольно откажется от ядерного оружия: во-первых, ядерные державы должны гарантировать ядерную безопасность; во-вторых, договор СНВ-1 между СССР и США должен перейти из двустороннего формата в многосторонний. Эти два обстоятельства были выполнены, и Президент Казахстана Н. Назарбаев отказался от обладания ядерным оружием, приняв тем самым судьбоносное решение.
Следует особо подчеркнуть, что отказавшись от ядерного оружия, Казахстан укрепил свой суверенитет, территориальную целостность, создал благоприятные условия для будущего своего развития, привлечения иностранных инвестиций в страну и проведения коренных общественно-политических и социально-экономических реформ.
Подготовила Нина МИТЧИНОВА.