Туған жер
Нет для человека милее и дороже места, где он появился на свет. Стоит лишь вспомнить малую родину, как сердце от волнения, кажется, не помещается в груди, душу начинает теснить хоровод мыслей, перед глазами в мгновение ока проносятся годы безоблачного детства и счастливой юности. Эх, где же вы те дни мои золотые, безвозвратно ушедшие в далекую даль!
Думаю, мало на земле людей, которые бы не вспоминали, скучая, родные места. Особенно поэты, писатели, мастера слова, они так красиво и сочно умеют написать об этом, что дух захватывает. Но, побывав на родине нескольких известных творческих людей, я, увы, не смог или не сумел, как
следует разглядеть описанной ими в восторге красоты. Поразмыслив, пришел к выводу: каждому близок и дорог свой берег родной, который зовет и снится ночами, любовь к которому ты носишь в душе, милее и краше которого нет ничего на свете. Мне кажется, любовь к родному краю — это дар, данный человеку свыше. Это сугубо индивидуальные чувства каждого из нас. На мой взгляд, нет на свете красивее страны, чем Казахстан. Есть у нас и горы, и леса, и красивые реки и озера, известна наша страна своей природной жемчужиной, сосновым Бурабаем, немало у нас других великолепных мест, которые я еще не видел. Считаю, что это щедрый подарок нашему добрейшему, великодушному народу, сделанный самим Создателем. Мы владеем территорией, занимающей по величине 9-е место в мире, благодаря еще и великой любви к своей родине наших славных и мудрых предков, мужеству и непреклонности ее сынов — храбрых и отважных батыров.
Я родился в ауле Бесоба Кийминского (ныне Жаксынского района) Акмолинской области. В эпоху Советского Союза аул переименовали в колхоз «Кызылту». Подле нашего аула, по направлению с запада на восток, расположены пять курганов. С целью их исследования из ЕНУ им. Гумилева приезжала группа ученых. Согласно легенде, эти курганы возникли здесь еще во времена джунгарского нашествия. Для более детального изучения ученые пытались провести на одном из них раскопки, наняли трактор, который почему-то все время глох. Намучившийся тракторист, представитель славянской национальности, попросил: «Прочтите кто-нибудь суру из Корана, видно, это непростое захоронение». И как в воду глядел: трактор завелся с полуоборота и исправно заработал. Как я слышал позже, ученые тогда нашли немало артефактов, однако глубокая исследовательская работа над ними — это дело будущего. Думается, внутри курганов находится еще немало интересных исторических предметов.
Два кургана расположены у самого аула, на вершину одного из них мы, вездесущие мальчишки, частенько поднимались. Сверху открывался захватывающе красивый вид. Вся округа видна, как на ладони. Особенно было интересно разыскивать глазами и узнавать разбредшихся в поисках травы получше, да погуще своих пасущихся коров и овец. Недалеко от аула — сельское кладбище. Оно расположено практически рядом с курганами. По воле Всевышнего в двух концах места упокоения аулчан стоят два мазара. Кому они принадлежат, чей прах там покоится, никому неизвестно. Не могли сказать этого и аульные аксакалы, поэтому можно предположить, что могилы эти довольно древние. Удивительно, но выложенные, кажется, из дерна стены обоих мазаров стоят уже несколько веков, продуваемые морозными ветрами, поливаемые дождями. Два мазара, история которых канула в Лету, словно народные стражи и немые свидетели нашего бренного мира и мира потустороннего, стоят непоколебимо, не сдаваясь времени. Вот лишь маленький фрагмент из истории моей малой родины. Думается, более полно раскроют глубинные пласты ее вековых тайн будущие поколения.
Еще рядом с моим аулом протекает речка Бесоба, притоки которой, разделившись, как трехстишья, поблескивают игривой волной, переливающейся в солнечных лучах. Берега речки сплошь в зарослях тальника и рогоза.
С левой стороны аула расположен небольшой котлован. Дальше, в 1,5-2 километрах находится глубокий водоем, названный именем Смагула. Да, назван он в честь моего дедушки Смагула, сына Удирбая. На всех государственных картах он так и отмечен, как водоем «Смагул». Оказывается, когда-то мой дед Смагул поселился между рекой Есиль и этим водоемом. Когда весной Есиль щедро разливался, юрта деда оставалась на островке. Устав быть отрезанным от людей и земли в половодье, испытывая в это время трудности с пастьбой скота, дед первым переселился и построил дом там, где позже появился аул Бесоба. Люди, расселившиеся вдоль берега Есиля, со временем переезжали ближе к моему деду, строили рядом свои дома. И все же в этой местности по сей день есть тот самый водоем, названный именем моего дедушки Смагула. Думаю, люди знающие видят в этом глубокий смысл. Конечно, этот факт, на мой взгляд, не что иное, как дань уважения земляков моему «святому» деду Смагулу.
Природа моего родного края очень красива. Особенно весной. В начале апреля воды поднявшейся реки Терісаққан стремительно вливаются в реку Есиль. Речная вода, разлившись на многие километры, подходит прямо к нашему дому. Через неделю вода отступает. А в конце апреля разливается Есиль, и снова вода прямо у нашего порога. Стоит она дней сорок не меньше, а потом медленно отступает, впадая в свое русло. В такое щедрое половодье аулчане всегда радовались: быть им нынче с сеном. Это значит, будет чем скотину кормить долгой зимой. А если сыт и здоров скот в хлеву, семья не будет бедствовать.
Заливные луга — поистине милость Всевышнего для людей. Знай, не ленись, коси летом траву без хлопот и всяких издержек. Сена, скошенного на лугах Бесобы, всегда с лихвой хватало всему поголовью совхоза «Ишимский» с его пятью животноводческими отделениями.
Мы учимся в средней школе, расположенной в центральной усадьбе совхоза. В субботу все ребятишки-школьники из аула Бесоба забираются в кузов грузовой машины — и домой! На расстоянии 2-3 километров от аула дорога поднимается вверх, на возвышенность «Тасқазған». Когда грузовик оказывается на самом верху, нашим глазам открывается завораживающая картина: земли нет, до самого горизонта настоящая морская гладь. Так бывало в половодье. Слева от дороги — те самые заливные луга, прямо расположен совхоз «Терсаканский», справа аул Саспақ, все они стоят в это время в окружении большой воды. А на воде величаво держатся лебеди, громко гогоча, о чем-то переговариваются дикие гуси, взмывают вверх стаи диких уток. Смотреть на это птичье царство хотелось не отрываясь. Ребятишки, сидящие в кузове грузовика, наслаждаясь видами родного края, радовались и хлопали в ладоши: «Ура! Ура! Мы домой приехали!». Вот уже и аул показался на возвышенности, каждый из нас издали непременно начинал искать глазами крышу родного дома.
Мы знали, что нас с Сайран дома ждут не дождутся дедушка Смагул и бабушка Айман. С порога мы попадали в их горячие объятья. Вот они, самые нежные и счастливые минуты нашего детства, которые уже никогда не повторятся…
У акына Ермана Жусипа, который, можно сказать, вернул нашему народу такой жанр, как айтыс, есть поэма «Терісаққан» (дословный перевод названия реки «Текущая наоборот, вспять»). Когда я ее прочел впервые, удивлению моему не было предела. Оказывается, река Терісаққан, начинаясь в Улытау, вливается в реки Есиль и Бесобу. Сам Ерман Жусип — уроженец Жезказганского края.
Мне запала в душу строка из его поэмы, которую позволю себе перевести примерно так: «Может быть, из всех рек на земле, ты самая правильно текущая, ибо ты такая одна — великая и мудрая…».
Две великие реки Терісаққан и Есиль не только гордость и краса моего родного края, они — крепкая опора людей, живущих вдоль их берегов.
Все в нашей жизни меняется, не стоит на месте. Одна из перемен современности — миграция сельчан в города. Эта тенденция коснулась и нашего аула Бесоба (Кызыл-ту). Моих братьев-аулчан жизнь разбросала по городам и весям нашей большой страны. Но я убежден, где бы они ни были, в их сердцах живет великая любовь к родному аулу Бесоба. Один из них — я.
Мы родились и выросли в одном из прекрасных и благодатных уголков страны. Нашим предкам довелось жить там, где река Терісаққан впадает в реку Есиль, сначала по воле Всевышнего, а потом благодаря благородному и мужественному батыру последнего казахского хана Кенесары, сыну нашего прадеда Бекмырзы — Баубеку батыру, посвятившему своему народу, освобождению родной земли свою жизнь, боровшемуся за независимость страны, не щадя себя. Твои потомки свято чтут твое имя, Баубек батыр, мы преклоняем голову перед твоим великим духом.
Кабиболла ШАЯХМЕТУЛЫ,
уроженец аула Бесоба, пенсионер.
г. Нур-Султан.
Фото из семейного архива Шаяхметовых