Фархадбек Канафин: «Я все еще продолжаю учиться»

21 мая — День работников культуры и искусства
Театральный режиссер — это, пожалуй, главный человек, на котором замыкается весь процесс подготовки будущего спектакля. Возглавляя работу актеров, звукорежиссеров, костюмеров, остальных участников, он в итоге отвечает за восприятие постановки зрителем. Режиссерский хлеб как труден, ответственен, точно также и интересен, но вот престижен ли сегодня? Об этом и многом другом накануне Дня работников культуры и искусства мы поговорили с режиссером-постановщиком Казахского музыкально- драматического театра им. Ш. Хусаинова и экспериментального молодежного театра-лаборатории «ELJastar» Высшего колледжа культуры им. Акана серэ Фархадбеком Канафиным.

Фархадбек, какова сегодня в республике ситуация с «наличием» режиссеров? Еще нетакдавно говорили о том, что их мало, не хватает.

— Да, такая тенденция лет пять-шесть назад имела место. Мы как-то с коллегой, режиссером Каздрамтеатра Болатом Абдрахмановым насчитали 39 работающих молодых режиссеров. Думаю, вакуум создался тогда, когда часть из них, выпускники актерских отделений колледжей, получали высшее режиссерское образование. А поскольку в отечественных вузах нет заочного обучения, одни грызли гранит театральной науки на очных отделениях, начав с первого курса. Правда, кто-то на платной основе поступил в Кыргызскую национальную академию драматических театров им. Т. Абдумомунова, где таковое отделение есть. Мне кажется, не все из этих 39 режиссеров сумели творчески реализоваться, поскольку на республиканских театральных фестивалях мелькают одни и те же лица. Другой вопрос, что областные театры большей частью варятся в собственном соку, нам очень не хватает общения с коллегами из других регионов, обмена опытом. У меня даже мысль зародилась, больше похожая на мечту: иметь возможность режиссерам областных театров выезжать в творческие командировки в такие же областные театры страны, чтобы поработать с новыми коллективами, глотнуть, что называется, свежего воздуха. А что касается престижа профессии, то вспомните, скольких именитых актеров и спектаклей сделали именно режиссеры…

—  Вы сами окончили режиссерский факультет КазНАИ имени Жургенова. Почему? Ведь трудно, ответственно, да и заработная плата, скажем откровенно, не окупает «убитых» нервных клеток.

— Думаю, мои родители — журналист и писатель Аманжол Канафин и мама — учитель казахского языка, выпускники тогда еще КазГу им. Кирова, «сделали» все, чтобы я полюбил и заболел театром. С раннего детства я был одним из постоянных зрителей детских, позже взрослых постановок Ауэзовского, Мусреповского, им. Лермонтова театров. Правда, в 11 классе, став участником республиканской школьной олимпиады по истории Казахстана, увлекся историей, решил, что стану археологом. Отец, должно быть, заметив мои метания, по весне повел меня в Жургеновскую академию искусств. Атмосфера творчества, царившая в вузе, захватила меня с порога. Нравилось буквально все. С кинорежиссурой, куда я сразу намеревался пойти, не вышло, так как должен был в качестве творческого экзамена представить снятый видеофильм. Поскольку у меня не было ни камеры, ни навыков, сдал документы на отделение режиссеров драматического театра.

Моим педагогом был народный артист РК, профессор Маман Басеркенов, который в свое время стоял у истоков Кзылординского и Жамбылского драмтеатров, Алматинского ТЮЗа. Окончил двухгодичную режиссерскую школу в Москве.

Чему научил он Вас, от чего предостерегал?

— Прежде всего ответственности и дисциплине — это были два главных конька Мамана Басеркеновича. А еще его отличала самозабвенная любовь к театру. Планка требований у этого мастера была высока. С самого первого занятия он твердил: если трудно, более того, лень одолевает, лучше уходите. Не потерпят ни театр, ни зритель такого к себе отношения. Сейчас из всего нашего выпуска режиссером работаю я один, кто-то ушел в актеры, кто-то в кастинг-директора подался.

А Вы строгий режиссер?

— Нет, строгость не мой стиль работы. Мне близка позиция российского режиссера Виктора Рыжакова, который утверждает, что время режиссерской диктатуры в прошлом. Спектакль — совместный проект всех, кто задействован в нем.

А что сегодня особенно беспокоит как режиссера?

— Как я уже отмечал это, на мой взгляд, разрозненность областных театров, отсутствие взаимодействия между режиссерами. Общение в социальных сетях не заменит живого разговора, когда люди, глядя в глаза друг другу, обсуждают наболевшее. Мы с коллегами, общаясь в сетях, давно говорим о необходимости встреч в театральных, режиссерских и драматургических лабораториях. Правда, сейчас в Алматы этот процесс начинает потихоньку оживать по инициативе активных молодых коллег. Ведь самое страшное в нашей профессии — махнуть на все рукой, замкнуться под давлением неизбежного и жить дальше. Я, честно говоря, страшусь такого состояния, поэтому продолжаю учиться своей работе. Два года участвую в проектах Союза театральных деятелей РФ, который возглавляет народный артист РСФСР Александр Калягин. Учусь на мастер-классах российского режиссера Сергея Афанасьева, действующего педагога Новосибирского театрального вуза, руководителя Новосибирского драматического театра. Кстати, еще одна проблема многих, особенно молодых, режиссеров -неумение анализировать пьесу. Без обладания этим важным навыком, считаю, режиссер не может состояться. Сам я, пройдя школу М. Басеркенова, все еще продолжаю совершенствоваться в этом направлении, многое, к примеру, почерпнул у российских коллег.

Фархадбек, 2019 год был для Вас наиболее плодотворным: открытие экспериментального молодежного театра-лаборатории «ELJastar» в Высшем колледже культуры им. Акана серэ, пригласили в Актюбинский областной театр поставить спектакль.

— Да, в Актобе на Международном театральном фестивале мы были как раз с премьерным спектаклем «Армандар кеңесі» театра-лаборатории «ELJastar», где были отмечены в двух номинациях. А после получил приглашение от руководителя управления культуры Актюбинской области поработать с актерской труппой для постановки исторической драмы о местных батырах-братьях Ерназаре и Бекете. Конечно, было очень приятно, что заметили, но и ответственно, поскольку казахский драматический театр Актобе -один из довольно успешных и развивающихся коллективов в Казахстане. Кроме того, в Актобе проживает множество потомков этих батыров, о последних написано шесть эпосов. К слову, среди зрителей был и аким области, который после выразил благодарное мнение на своей странице в Фейсбуке. Спектакль имел зрительский успех.

Вы пришли в театр им. Ш. Хусаинова по окончании академии им. Жургенова и работаете уже 14 лет на одном месте. Зрители за это время сильно изменились? Подтекст спектакля им считывать не стало сложнее?

— Изменились, более того, они выросли. Я знаю, что некоторые кокшетауские театралы специально ездят на премьерные и другие интересные постановки в столицу. Вот он яркий пример зрительского и роста, и спроса.

Не обидно такое слышать?

— Обижаться здесь, наверное, нужно на самих себя. С другой стороны мы ведь не можем никому навязывать свой продукт, поэтому в таких случаях просто радуюсь за нашу общую работу, столичных коллег, на постановки которых люди едут из регионов. Вместе с тем это огромный стимул для нас работать лучше, чтобы не «отдавать» своего зрителя.

Чем казахский театр порадует зрителя к открытию нового сезона?

— Мой коллега Болат Абдрахманов работает над постановкой музыкальной комедии грузинского классика «Ханума», а я вынашиваю мысль поставить пьесу, самостоятельно сделав инсценировку по поэме Ильяса Джансугурова «Кюйши». Основная идея поэмы, как вы знаете, психологическая схватка между кюйши и сестрой хана Кене Карашаш. И мне хотелось бы акцентировать внимание зрителей на человеческих отношениях: власть и художник, мужчина и женщина.

Желаем Вам успехов в этом начинании и будем ждать премьеры.

Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.

Фото из архива Ф. КАНАФИНА

Читайте также