Без права на ошибку
Наша семья гордится и хранит память о прадедушке, дедушке и отце Байлине Избасаре Байличе, активном участнике Великой Отечественной войны и войны с милитаристской Японией.
Он родился в январе 1919 года в Атбасарском районе Акмолинской области. В свои 17 лет уже был учителем средней школы в г. Атбасаре. Затем, экстерном окончив Кокчетавское педагогическое училище, поступил в Карагандинский учительский институт. В ноябре 1939 года был призван в ряды РККА и направлен на учебу в Черниговское военно-инженерное училище, которое окончил в июле 1941 года, получив звание лейтенанта. Командуя саперным взводом, участвовал в обороне столицы СССР — г. Москвы. За проявленные при этом мужество и отвагу, а также организаторские способности удостоился ордена Красного Знамени и назначения командиром роты отдельного инженерно-саперного батальона 358 стрелковой дивизии 4-й ударной армии.
Из скупых рассказов отца знаю, что сапер — одна из опаснейших воинских специальностей. Зачастую он остается «один на один» со смертью и при этом не имеет права на ошибку. Вот почему капитан Байлин отдавал всего себя без остатка при обучении подчиненных сложному искусству саперного мастерства, минирования и разминирования, способам обезвреживания различных боеприпасов, воспитывал в них чувство ответственности, аккуратность, устойчивость к стрессу, храбрость и выносливость.
В 1943 году были организованы инженерно-саперные штурмовые батальоны, считавшиеся элитой Красной армии. Подбору командных кадров для этих подразделений уделяли особое значение. С этой целью направили на восьмимесячные курсы в Московскую высшую офицерскую инженерно-минную школу и капитана Байлина. После учебы назначили командиром 89-го отдельного инженерно-саперного штурмового батальона 2-й инженерно-минной бригады резерва Верховного главного командования. Умелые действия подразделения под командованием капитана Байлина не раз отмечались в дивизионной, армейской и фронтовой газетах. В них освещался тяжелый труд саперов, осуществлявших работы по минированию, разминированию, устройству минно-взрывных заграждений, а также строительству и ремонту дорог, переправ и мостовых сооружений. В одном из номеров «дивизи-онки» военный корреспондент, майор П. Шитиков писал: «Весной 1944 года со всей остротой встал вопрос о речных переправах. Шел ледоход, прибывала вода, грунт был мерзлый. Воодушевленные примером своего командира, капитана Байлина И.Б., который сам по пояс в ледяной воде работал топором и пилой, бойцы ударно трудились на строительстве моста. В итоге мост был сооружен раньше установленного срока».
Батальон И. Байлина отличился и при штурме г. Кенигсберга (ныне Калининград). Гитлеровское командование заявляло о неприступности столицы Восточной Пруссии, действительно имевшей мощную, многослойную оборону, состоявшую из нескольких линий с траншеями, дотами, дзотами и минными заграждениями. Но бойцы инженерно-саперных штурмовых батальонов прорывались с боем к укрепрайонам врага и взрывали их мощными зарядами. В результате этого войска Красной армии, начав наступление 6 апреля 1945 года, уже через четыре дня вынудили коменданта города-крепости Кенигсберга капитулировать. Взятие его, по мнению Ставки, дало весомое преимущество на завершающем этапе войны.
Сразу после победного марша по улицам покоренного города майор Байлин в составе Новгородско-Хинганской Краснознаменной бригады 1-го Прибалтийского фронта был направлен в Манчжурию и участвовал в войне против милитаристской Японии.
После разгрома Квантунской армии, получив краткосрочный отпуск, он приехал в г. Атбасар и женился. Вместе с молодой женой майор Байлин вскоре отбыл на остров Сахалин, где продолжил службу командиром отдельного штурмового батальона Приморского военного округа.
За боевые заслуги гвардии майор Байлин был награжден: орденами Красного Знамени, «Отечественной войны» I, II степеней, многими медалями и благодарностями Верховного Главнокомандующего И.Сталина.
27-летний майор мог бы успешно продолжить службу в армии, но решил уволиться в запас и вернуться в родные края, чтобы внести свой вклад в восстановление народного хозяйства. Байлин И.Б. работал секретарем Атбасарского райисполкома, помощником председателя Акмолинского облисполкома, председателем Ново-Черкасского и Атбасарского райисполкомов. В 1956 году окончил Высшую партийную школу при ЦК Компартии Казахстана. С 1965 до ухода на пенсию в 1979 году возглавлял исполком Жаксынского района. Байлин И.Б. внес большой вклад в освоение целинных и залежных земель, развитие сельскохозяйственного производства, организацию новых совхозов, строительство современных поселков, производственных и культурно-бытовых объектов, школ и водохозяйственных сооружений. В этой работе ему, конечно же, очень пригодился богатый опыт военного инженера.
За самоотверженную работу в послевоенное время Байлин И.Б. был награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, двумя «Знак Почета», многими медалями и дважды Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР. Удостоился звания персонального пенсионера республиканского значения. Все эти годы рядом с ним была его верная спутница жизни, любимая супруга Зада Сейтжановна, с которой он вырастил и воспитал пятерых детей.
Ушел из жизни в 60-летнем возрасте, в ноябре 1979 года. Похоронен в г. Целинограде (ныне Нур-Султан).
Доброта и человеколюбие, доступность и мудрость, искрометный юмор были отличительными чертами характера моего отца. В памяти родных и близких, друзей и коллег Байлин Избасар Байлич остался яркой, самобытной личностью, талантливым руководителем, верным сыном своего Отечества.
Мерей БАЙЛИН.
Память
Стал фронтовик судьей
Уалихан Каменович Каменов — 28-й земляк — судья-фронтовик, информацию о котором установил совет судей-ветеранов Акмолинской области. Это стало возможным благодаря трепетному отношению к памяти аксакала его детей, особенно его дочери Сауле.
Уалихан-аға родился в 1924 году в семье уважаемого в округе аксакала Камена Кыстаубаева. В 30-е годы прошлого века Камен-аға неоднократно избирался председателем различных аульных советов Енбекшильдерского района. За доблестный труд удостоен множества наград.
Уалихан-аға был единственным сыном аксакала Камена. Вырос без матери, она умерла очень рано. Поэтому аксакал Камен женил сына рано, в апреле 1942 года, на Жамал Алдашевой из соседнего аула Кишкентай. В октябре 1942 г. Уалиха-на-аға призвали в армию. Его отец, как авторитетный в области человек, мог похлопотать о брони для сына как единственного кормильца. Но он сам проводил сына в г. Петропавловск, откуда эшелоны с новобранцами уходили на фронт. Говорят, что, возвратясь домой, аксакал закрылся в своей комнате и горько заплакал.
Пройдя кровавыми фронтовыми дорогами, офицер Уалихан Каменов встретил День Победы в освобожденном Кенигсберге, в боях за который принимал участие. Примечательно, что этот город освобождали и другие акмолинские судьи-ветераны: офицер-пехотинец Еслям Газизович Курмашев, артиллерист Алекандр Петрович Торкин.
Но война для У. Каменова не завершилась в День Победы. Как отважного воина, имеющего многочисленные боевые ордена и медали, несмотря на два серьезных ранения, его оставили служить в военной комендатуре Кенигсберга. Только в феврале 1946 г. солдат вернулся в родной аул. Проработав некоторое время в районном отделе культуры, фронтовик вместе с супругой поехал учиться в Алма-Ату. Там в 1951 году окончил популярную в то время двухгодичную юридическую школу. Впоследствии Уалихан-аға окончил юридический факультет КазГУ.
По направлению руководства РК, принявшего во внимание его фронтовую закалку, У. Каменов был направлен на другую передовую линию — борьбу за законность и правопорядок. Застрявший в стопе осколок снаряда, повлекший инвалидность 3-й группы, всю жизнь беспокоил солдата, о чем знали только близкие. Но несмотря на это, преодолев трудности послевоенных лет, с 1951 по 1987 годы Уалихан-аға проработал судьей и председателем районных судов Павлодарской области.
Все эти долгие годы он работал безупречно, за что к его многочисленным боевым наградам добавилось множество наград не только республиканского, но и всесоюзного значения. О нем писали союзные СМИ.
В 1987 г. Уалихан-аға вышел на заслуженный отдых. Ушел из жизни в 1989 году в возрасте всего 65 лет. Супруга Жамал пережила его на 30 лет. Они достойно воспитали шестерых детей, одиннадцать внуков и двадцать правнуков, которые с честью продолжают лучшие семейные традиции Каменовых.
Судейский корпус Акмолинской области гордится боевыми заслугами аксакала, будет стараться следовать его принципам, пополнять музей областного суда материалами о его легендарном пути, учить на примере его жизненного пути молодых работников верности избранному пути.
В год 75-летия Великой Победы желаем потомкам Уалихана-аға и далее умножать достойными свершениями память отца, деда, прадеда!
Мейрам ГИБАДИЛОВ,
председатель совета судей-ветеранов Акмолинского областного суда.
Он не вернулся из боя
Каждый год в преддверии великой даты — Дня Победы — люди вспоминают, отдают дань памяти героям, защищавшим Родину ценой собственной жизни. Это то немногое, что могут сегодня сделать потомки защитников в благодарность за их мужество, стойкость и самоотверженность.
Бережно хранятся в семьях награды фронтовиков, тех, кому посчастливилось выжить в том аду и вернуться домой. В иных же семьях о родных людях, сложивших головы на поле боя, напоминают лишь выцветшие похоронки, если сохранились, да старые довоенные фотографии, но в сердцах по сей день живет немеркнущая надежда узнать, где погиб и похоронен сын, брат, отец…
Долгих 67 лет жили такой надеждой и родные Каира Абуталипова, который 19-летним мальчишкой в 1942 году ушел на фронт из села Зеренда. Комсомолец, уроженец аула Карашилик Зерендинского района, воевал в составе одной из артиллерийских дивизий Волховского фронта.
Через два года в Зеренду пришла похоронка, сухо известившая убитую горем мать, что сын погиб в марте 1944 года, но где это случилось, и где был похоронен Каир Абуталипов, в «черной бумаге» указано не было. Долгое время родственники были в неведении, но продолжали упорно искать следы, говорит младший брат фронтовика, аксакал Айдос Абуталипов.
В 2011 году они нашли-таки информацию о родном человеке на сайте «Подвиг народа» Министерства РФ (в электронном банке документов) «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». «Мы узнали, — рассказывает аксакал, — что наш Каир похоронен в братской могиле, расположенной примерно в одном километре от села Андресаре Нарвского района Эстонии. Узнали не только о том, что мой брат был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», но и получили сведения о проявленном им героизме. В коротких фронтовых справках говорится: «…при прорыве переднего края обороны 19 марта 1943 года тов. Абуталипов под сильным огнем противника выдвинулся вперед и поднял роту в атаку. Он первым ворвался в стан противника, захватил двух немцев в плен и организовал их доставку в штаб полка», «…тов. Абуталипов К. своим мужеством, примерным бесстрашием в период боев 19-22 марта 1943 года воодушевил бойцов к преследованию и уничтожению врага, все время находился в цепи своей роты и один из первых с лозунгом «За Родину, за Сталина!» ворвался в траншеи противника и на бруствере окопа водрузил советский красный флаг. В этих боях т. Абуталипов лично из своего оружия уничтожил 5 немецких фашистов», «…при атаке 28 марта 1943 года сопки Безымянная Абуталипов одним из первых ворвался на сопку и завязал с противником траншейный бой. В этом бою от вражеской гранаты был ранен в лицо, истекая кровью и претерпевая физическую боль, не ушел с поля боя, а продолжал честно выполнять поставленную задачу»,«… в боях с немецкими оккупантами 11 апреля 1943 года при отражении наступления немцев на наши позиции, тов. Абуталипов вновь показал образец высокого мужества и отваги. Немцы ворвались в траншеи елевого фланга. Абуталипов, находясь на левом фланге роты, организовал группу бойцов и во главе их в течение 4-5 часов вел гранатный бой. Перешедшей в контратаку группой бойцов во главе с Абуталиповым немцы были выбиты из траншей, оставив в траншеях до 10 трупов солдат и офицеров».
В информации говорится и о том, что командир роты, капитан, член ВКПБ погиб в марте 1944 года.
В 2017 году случилось долгожданное событие — в Казахстан была доставлена капсула с землей с места захоронения Каира Абуталипова. Благое дело поддержали бывший зерендинец, ныне житель г. Москвы, генеральный директор ТОО «Alef trade» Кайырлы Галиев и президент эстонской ассоциации бокса Александр Карабаев. В том же году, 5 мая, фотография героя и сведения о его подвигах были помещены в музее «Боевой Славы», расположенном в стенах столичной школы-гимназии № 17, носящей имя Героя Советского Союза Акана Курманова.
Год спустя, 4 мая, при поддержке областного департамента по делам обороны в селе Зеренда состоялось памятное мероприятие с участием общественности. Зерендинцы стали свидетелями оказанных почестей своему земляку, который, будучи 21-летним парнем, без страха и сомнения шагнул в бессмертие, защищая свою Родину. Капсула с землей из Эстонии, взятая с братской могилы, где покоится автоматчик, капитан Абуталипов, была захоронена на местном кладбище, рядом с местом упокоения его матери.
Раушан УТЕУЛИНА.
Помнят и чтят харьковчане…
В связи со сложившейся напряженной обстановкой на фронтах Великой Отечественной войны Государственный комитет обороны СССР 13 ноября 1941 года принял постановление «О формировании национальных войсковых соединений» в Казахской, Туркменской, Узбекской, Таджикской, Киргизской ССР и в двух автономных республиках. Всего 20 кавалерийских дивизий и 15 отдельных стрелковых бригад.
17 ноября 1941 года было принято постановление «О мероприятиях по формированию национальных войсковых соединений в Казахской ССР» в городах Акмолинске, Актюбинске, Джамбуле и Кустанае. Обеспечение обмундированием, продовольствием, снаряжением, фуражом и лошадьми возлагалось на колхозы и совхозы.
По архивным документам можно проследить этапы формирования в г. Акмолинске 106-й национальной казахской кавалерийской дивизии. 25 ноября 1941 года на первом заседании государственной комиссии была заслушана информация Акмолинского облвоенкома Романовича по формированию национальной войсковой части. Руководителю г. Акмолинска Ковалеву было поручено оборудовать два барака в военном городке для ее размещения. На втором заседании 28 ноября выступил первый заместитель комиссара Народного просвещения КазССР Толеген Тажибаев. Он указал на необходимость комплектования офицеров национальных соединений из числа наиболее грамотных коммунистов, которые положительно зарекомендовали себя в годы гражданской войны в борьбе против интервентов. А личный состав — из добровольцев, преданных Родине, способных драться с врагом при любых условиях.
К началу 1942 года 106-я казахская национальная кавалерийская дивизия была сформирована.
1 марта 1942-го были созданы комиссии по проверке готовности национальных воинских соединений, в состав которых вошли председатель Акмолинского облисполкома К. Раисов и заведующий военным отделом А. Береза. Из материалов, представленных ученым историком, профессором Кайдаром Алдажумановым, следует, что командиром 106-й казахской национальной кавалерийской дивизии был назначен Герой Советского Союза, майор Борис Панков, начальником штаба — майор Павел Осадченко, комиссаром — бывший нарком легкой промышленности республики Нуркан Сеитов, начальником политотдела — секретарь Акмолинского обкома партии Сагадат Кулмагамбетов.
Руководитель казахского землячества г. Харькова Макка Каражанова на сайте «Наследники славы» разместила ряд документов, в числе которых и политическое донесение от 9 мая 1942 года о том, что 106-я казнацкавдивизия состояла из 4175 человек, 90% из которых были казахами. 23 марта 1942-го она десятью эшелонами убыла из Казахстана и 12 мая прибыла под город Харьков, где влилась в состав 6-го кавалерийского корпуса генерал-майора Александра Носкова Юго-Западного фронта.
В энциклопедии «Великая Отечественная война» указано, что войска Юго-Западного фронта перешли в наступление и за первые три дня напряженных боев прорвали оборону противника и продвинулись вглубь на 18 — 50 километров.
Однако уже 23 мая 1942 года обстановка резко изменилась и армейская группировка противника «Клейст» в составе 1 -й танковой армии и других соединений вермахта, обладавшая значительным превосходством в силах, зашла в тыл наступающих войск Юго-Западного фронта и отрезала им пути отхода.
Данное окружение в истории Великой Отечественной войны получило название «Харьковский котел». Наши войска небольшими группами прорывались и уходили на восточный берег Северского Донца. Командование предприняло попытку прорвать окружение ударом извне силами 38-й армии, благодаря чему вышли из «котла» около 22 тысяч человек. 106-я КНКД фактически с колес, на лошадях, вооруженная в основном лишь саблями, вступила в кровопролитные бои с противником. Необстрелянные, почти безоружные новобранцы попали в самое пекло войны, даже не освоившись в боевой обстановке. Но при этом показывали стойкость и отвагу.
О бойцах 106-й КНКД можно узнать из публикаций в различных СМИ известной казахстанской журналистки Дины Игсатовой, ксерокопии которых хранятся в государственном архиве Акмолинской области. Имеются частично восстановленные списки личного состава 106-й КНКД, где приводятся данные о дате рождения, месте призыва, воинском звании, последнем месте службы, дате гибели, пропаже без вести или пленения. К примеру, Джусупов Аубакир, 1913 пр., призванный Вишневским РВК Акмолинской области 30 декабря 1941 года, пропавший без вести в мае 1942 года. Габдулен Тумубай, 1922 гр., призванный Сталинским РВК Акмолинской области 12 декабря 1941 года, пропавший без вести в мае 1942 года. Шакиров Рахимжан, призванный Акмолинским РВК Акмолинской области, пропавший без вести в мае 1942 года, и многие другие.
Документы свидетельствуют о героизме солдат, сержантов и офицеров 106-й КНКД, сформированной в г. Акмолинске, в большей части из жителей Акмолинской области, которые в основном погибли или пропали без вести в боях под Харьковом против превосходящих сил противника.
В нашем областном госархиве хранятся также ксерокопии публикаций, где главы администрации г. Краснограда Константин Фролов и Изюмского района Харьковской области Александр Божков называют бойцов и командиров 106-й казахской национальной кавалерийской дивизии героями. Пишут, что знают о трагических событиях, связанных с ними, помнят и чтят подвиг воинов-акмолинцев.
Темирбек БАТЫРХАНОВ,
директор государственного
архива Акмолинской области.