Школа потребителя
В этой статье мы объясним, какие права имеют потребители бытовых услуг, рассмотрим, какие же они бывают, эти самые бытовые услуги.
Чтобы вы знали как потребитель, бытовые услуги имеют несколько направлений, это:
- ремонт и пошив обуви (включая ортопедическую);
- услуги СПА или косметологических салонов;
- пошив и ремонт швейных, меховых, трикотажных и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи;
- пошив и вязка трикотажных изделий;
■ ремонт бытовых машин и приборов, в том числе ремонт телевизоров, радиоаппаратуры, проигрывателей, радиол, магнитофонов, холодильников, пылесосов, стиральных и швейных машин, других бытовых машин и приборов;
- ремонт и изготовление металлоизделий;
- ремонт и изготовление мебели;
■ химическая чистка и крашение;
- услуги прачечных;
- ремонт и строительство жилищ (квартир), гаражей, стоянок;
- услуги фотографий и фото-кинолабораторий, включая услуги салонов звукозаписи;
- услуги бань и душей;
■ услуги парикмахерских (включая изготовление париков, шиньонов);
- ритуальные услуги;
- прочие виды бытовых услуг (газификация домов индивидуального сектора, переработка сельскохозяйственной продукции по заказам граждан и др.).
Как оказалось, бытовых услуг очень много и многие из нас, наверное, даже не подозревали, что те или иные услуги относятся к бытовым, и что того лучше, регулируются Законом «О защите прав потребителей РК». Так вот, пользуясь этими услугами, впрочем, как и другими подобными, вы должны знать, что имеете определенные права такие, как:
■ право на свободное заключение договоров на оказание услуг;
- получение информации об услуге, а также об исполнителе;
- приобретение безопасной услуги;
■ свободный выбор услуги;
- оказание услуг надлежащего качества, соответствующего обязательным требованиям стандартов, условиям заключенного с потребителем договора, а также информации об оказываемых услугах (выполняемых работах);
- безопасность изготовленных (отремонтированных) изделий в течение установленного срока их эксплуатации и других оказанных услуг;
- выполнение гарантийных обязательств на изготовленные (отремонтированные) изделия, здания (жилье) и другое в течение сроков, предусмотренных в стандартах;
- исполнитель обязан оказать услугу в сроки, предусмотренные в договоре;
- возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков услуги;
■ возмещение морального вреда.
А вот когда вас обслужили некачественно, вы можете потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге;
- соответствующего уменьшения вознаграждения за оказанную услугу;
■ безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного оказания услуги;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право потребителя устранять их предусмотрено в договоре.
Что касается сроков, то в соответствии со ст. 34 Закона РК «О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу или оказать услугу в срок, установленный договором, конечно, если иное не установлено законами Республики Казахстан.
Вместе с тем в договоре могут быть определены начальный и конечный сроки оказания услуги, а также сроки завершения отдельных
этапов работы, то есть промежуточные сроки. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы — сроки начала или окончания оказания услуги и промежуточные сроки, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, то потребитель вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.
И еще вы должны знать, что недостатки услуги, обнаруженные входе оказания, и недостатки оказанной услуги должны быть устранены в течение десяти календарных дней с момента
предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором.
За нарушение сроков начала и окончания оказания услуг, а также за нарушение сроков устранения услуги исполнитель обязан уплатить неустойку в размере одного процента от стоимости услуги за каждый день просрочки, если иное не установлено договором или законами Республики Казахстан.
Теперь вы знаете все, чтобы защитить свои права в сфере бытового обслуживания, но есть и еще один момент. Если услугодатель отказывается исправлять допущенные им недостатки, то вы вправе обратиться к нему с письменной претензией, на которую он должен ответить в течение 10 дней, в противном случае вы можете обратиться в суд.
Светлана ЗАНЕГИНА,
руководитель департамента по защите прав потребителей Акмолинской области Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.