Что нужно знать о бытовом обслуживании

Школа потребителя
В этой статье мы объясним, какие права имеют потребители бытовых услуг, рассмотрим, какие же они бывают, эти самые бытовые услуги.

Чтобы вы знали как потребитель, бытовые услуги имеют несколько направлений, это:

  • ремонт и пошив обуви (включая ортопедическую);
  • услуги СПА или косметологических салонов;
  • пошив и ремонт швейных, меховых, трикотажных и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи;
  • пошив и вязка трикотажных изделий;

■ ремонт бытовых машин и приборов, в том числе ремонт телевизоров, радиоаппаратуры, проигрывателей, радиол, магнитофонов, холодильников, пылесосов, стиральных и швейных машин, других бытовых машин и приборов;

  • ремонт и изготовление металлоизделий;
  • ремонт и изготовление мебели;

■ химическая чистка и крашение;

  • услуги прачечных;
  • ремонт и строительство жилищ (квартир), гаражей, стоянок;
  • услуги фотографий и фото-кинолабораторий, включая услуги салонов звукозаписи;
  • услуги бань и душей;

■  услуги парикмахерских (включая изготовление париков, шиньонов);

  • ритуальные услуги;
  • прочие виды бытовых услуг (газификация домов индивидуального сектора, переработка сельскохозяйственной продукции по заказам граждан и др.).

Как оказалось, бытовых услуг очень много и многие из нас, наверное, даже не подозревали, что те или иные услуги относятся к бытовым, и что того лучше, регулируются Законом «О защите прав потребителей РК». Так вот, пользуясь этими услугами, впрочем, как и другими подобными, вы должны знать, что имеете определенные права такие, как:

■ право на свободное заключение договоров на оказание услуг;

  • получение информации об услуге, а также об исполнителе;
  • приобретение безопасной услуги;

■ свободный выбор услуги;

  • оказание услуг надлежащего качества, соответствующего обязательным требованиям стандартов, условиям заключенного с потребителем договора, а также информации об оказываемых услугах (выполняемых работах);
  • безопасность изготовленных (отремонтированных) изделий в течение установленного срока их эксплуатации и других оказанных услуг;
  • выполнение гарантийных обязательств на изготовленные (отремонтированные) изделия, здания (жилье) и другое в течение сроков, предусмотренных в стандартах;
  • исполнитель обязан оказать услугу в сроки, предусмотренные в договоре;
  • возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков услуги;

■ возмещение морального вреда.

А вот когда вас обслужили некачественно, вы можете потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге;
  • соответствующего уменьшения вознаграждения за оказанную услугу;

■ безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного оказания услуги;

  • возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право потребителя устранять их предусмотрено в договоре.

Что касается сроков, то в соответствии со ст. 34 Закона РК «О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу или оказать услугу в срок, установленный договором, конечно, если иное не установлено законами Республики Казахстан.

Вместе с тем в договоре могут быть определены начальный и конечный сроки оказания услуги, а также сроки завершения отдельных

этапов работы, то есть промежуточные сроки. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы — сроки начала или окончания оказания услуги и промежуточные сроки, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, то потребитель вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.

И еще вы должны знать, что недостатки услуги, обнаруженные входе оказания, и недостатки оказанной услуги должны быть устранены в течение десяти календарных дней с момента

предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором.

За нарушение сроков начала и окончания оказания услуг, а также за нарушение сроков устранения услуги исполнитель обязан уплатить неустойку в размере одного процента от стоимости услуги за каждый день просрочки, если иное не установлено договором или законами Республики Казахстан.

Теперь вы знаете все, чтобы защитить свои права в сфере бытового обслуживания, но есть и еще один момент. Если услугодатель отказывается исправлять допущенные им недостатки, то вы вправе обратиться к нему с письменной претензией, на которую он должен ответить в течение 10 дней, в противном случае вы можете обратиться в суд.

Светлана ЗАНЕГИНА,
руководитель департамента по защите прав потребителей Акмолинской области Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.

Читайте также