Клиент всегда прав, если знает закон

Актуально
Общественное объединение «Защита прав потребителей» по Акмолинской области, созданное в 1992 году, единственная на сегодня общественная организация в нашем регионе, занимающаяся защитой законных прав и интересов потребителей. О накопленном за 28 лет работы объединением большом опыте мы побеседовали с председателем ОО «Защита прав потребителей» по Акмолинской области Сериком Макишевым.

— Защита прав потребителя — одно из основных прав человека, что на одной ступени с правом на жизнь, здоровье, окружающую среду и так далее. В условиях свободной конкуренции, общего рынка потребитель часто оказывается жертвой обстоятельств, ему трудно сориентироваться в обилии предлагаемых товаров, работ и услуг, которыми насыщен рынок. А п. 1 статьи 10 Закона РК «О защите прав потребителей» гласит: «Потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре, работе, услуге, а также о продавце и т.д.».

Однако этот пункт закона не везде и не всегда выполняется продавцами, услугодателями, возможно, в силу незнания ими самими сведений о товаре, работе и услугах, а возможно, они умышленно скрывают информацию с целью быстрой реализации товара, работы и услуги. Но есть и другая сторона медали, то есть пункт 2 статьи 10 Закона РК «О защите прав потребителей»: «Если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре, работе, услуге, а также о продавце, повлекло приобретение товара, услуг, не обладающих необходимыми потребителю свойствами, то потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков». Все это в основном относится к недобросовестным предпринимателям.

Серик Рахимович, а много таковых сегодня на рынке товаров и услуг области?

— Достаточно. Например, за 2019 год с устным заявлением к нам обратились 228 человек, по телефону — 246, с письменным — 42. Из всех обращений 35 решились претензионным досудебным путем, семь — через суд. Основная часть обращений — жалобы на состояние бытовой техники, сотовых телефонов, мебели, одежды и так далее. Что касается услуг, это ремонт квартир, мебели, автомашин и т.д. К слову, практически нет жалоб на качество продовольственных товаров, возможно, из-за невысокой стоимости товаров. Хотя были случаи обращения по факту инородных предметов в хлебе, колбасе, торте, все эти обращения решены в претензионном порядке и материально-моральный ущерб возмещен предпринимателями добровольно.

То есть Закон РК «О защите прав потребителей» продолжает нарушаться предпринимателями с «завидным» постоянством?

— Увы, это так. Закон РК «О защите прав потребителей» существует уже давно, но до сих пор иные недобросовестные предприниматели продолжают нарушать права потребителей. Иногда в грубой, нетактичной форме отказываются предоставлять информацию потребителю в соответствии со статьей 26 Закона, гласящего: «Продавец (изготовитель, исполнитель), являющийся индивидуальным предпринимателем, должен предоставить потребителю информацию о своей фамилии, имени, отчестве, а также о госрегистрации и т.д.».

На некоторых бутиках и отделах до сих пор можно увидеть объявления о том, что товар обмену и возврату не подлежит, этим самым предприниматели вводят в заблуждение потребителей. Хочется, пользуясь случаем, напомнить читателям — потенциальным потребителям товаров и услуг, что товар подлежит обмену и возврату в двух случаях: если товар не был абсолютно использован, то в соответствии со статьями 14, 30 Закона РК «О защите прав потребителей» и статьи 54 ГК РК в течение 14 дней, в остальных случаях, если товар, либо услуга некачественные.

Естественно, не все предприниматели жалуют общество «Защиты прав потребителей», поскольку стратегия скорейшей реализации товаров им, видимо, важнее, чем имидж честного, порядочного предпринимателя. Но с высоты опыта работы в этой сфере отметим, что в большинстве своем наши предприниматели — добропорядочные, законопослушные люди, поэтому нам вдвойне приятно сотрудничать с такими предпринимателями (консультировать), что, кстати, не возбраняется законом. Добавлю, так как мы негосударственная общественная организация, конечно, наши услуги в претензионном, судебном порядке платные, но в разумных пределах.

Напомните об изменениях, внесенных в законодательные акты и призванных стоять на страже интересов потребителей.

— Если коротко, добавилась норма в части возврата некачественного товара. Если потребитель приобрел товар с истекшим сроком годности, или качество товара не подтверждено соответствующей декларацией соответствия, то имеет право вернуть его в течение тридцати календарных дней. При этом товар может быть возращен, даже если был в употреблении и не сохранен его товарный вид. Но согласно закону, есть пять позиций товаров, не подлежащих возврату: лекарственные препараты и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные, растения и отрезные материалы (шнуры, ленты, линолеум и т. д.). Еще одно нововведение — покупку можно подтверждать даже при отсутствии фискального чека. Достаточно предъявить фотографию или видео. Нет теперь запрета на фото-, видеосъемку в торговых залах.

Что касается сферы услуг, энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу тепловой энергии потребителю при наличии задолженности по оплате за использованную тепловую энергию. Клиент вправе сдать некачественный товар, даже если до окончания гарантийного срока остался один день. Деньги при возврате товара покупателю должны вернуть полностью. В случае поломки приобретенной бытовой техники сервисная служба обязана за свой счет осуществить ремонт и доставку.

И все-таки, порой вам приходится доводить разбирательство жалоб и обращений до судебных инстанций…

— Если говорить о судебных делах, то в основном рассмотрение наших дел о защите интересов потребителей происходит объективно и справедливо. И это логично, поскольку ни один потребитель не станет поднимать шум от нечего делать, либо обращаться в наше общество с заявлением о некачественном товаре или услуге только потому, что ему показалось.

Хотелось бы рассказать об одном из судебных дел, о непорядочном отношении предпринимателя-руководителя к потребителю, дескать, в суд подавать бесполезно, мы его выиграем. Такое поведение ответчика не остановило принципиального потребителя. В феврале 2019 года в общество «Защиты прав потребителей» обратилась гражданка К. из г.Щучинска по факту приобретения некачественного газового оборудования и такой же некачественной его установки. Стоимость товара и услуги обошлась ей в немалую сумму — 1 600 000 тенге.

Через несколько месяцев после установки газового оборудования оно перестало функционировать. Потребитель К. обращается с заявлением в ТОО «Трансгаз» с требованием устранить неполадки в системе, сотрудники ТОО дважды попытались это сделать, но не смогли и оставили все, как есть. Тогда гражданка К. с заявлением отправляется в районную прокуратуру, оттуда ее направили в департамент по защите прав потребителей, а далее она обратилась в ОО «Защита прав потребителей». Поскольку на свою претензию, отправленную в ТОО «Трансгаз» о решении вопроса в досудебном порядке общество не получило ответа в течение двух месяцев, то было вынуждено направить материалы в суд. В результате, судебное заседание, вынесшее решение в пользу потребителя, завершилось в феврале 2020 года (городское, областное).

Поэтому мы, как общественное объединение, еще раз призываем и предпринимателей, и потребителей к взаимоуважению, взаимопониманию и цивилизованному решению вопроса. Ведь истина очевидна — за свои деньги потребитель должен приобретать только качественный товар и качественные услуги.

Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.

Читайте также