За строкой Послания
Уже несколько лет подряд АО «НК СПК «Есиль» выступает в роли регулятора цен на самые востребованные продукты питания на рынке за счет стабилизационного фонда. Создана ли своеобразная «подушка безопасности» в текущем году, какие именно продукты закуплены в стабфонд, где и как они реализуются?
Об этом «АП» рассказала исполняющая обязанности руководителя АО «НК СПК «Есиль» Гульмира Джазина.
— Стабилизационный фонд продовольственных товаров создан для сглаживания сезонных колебаний цен на основные продукты питания, — говорит Гульмира Джазина. — Сезонные цены на продукты питания, то есть меняющиеся в зависимости от времени года, иной раз подскакивают намного выше платежеспособности среднестатистического казахстанца. В этом случае на помощь и должен прийти стабфонд.
Из 19 наименований социально значимых продуктов питания в стабфонд в текущем году закуплены семь. Это мука 1 сорта, рисовая и гречневая крупы, масло сливочное и подсолнечное, картофель и морковь. Закупалось все это в период наиболее низких цен, еще осенью в момент уборки урожая.
Существуют правила реализации продукции из стабфонда, на его формирование деньги выделяются из местного бюджета. На основании рекомендаций комиссии, постановлением акимата области утверждаются перечень закупаемых продтоваров и предельные торговые надбавки при реализации в розницу. Торговые надбавки минимальные. Например, на муку 1 сорта они не могут превышать 10 тенге. На крупу гречневую — 20 тенге, рис шлифованый — 20 тенге, масло сливочное — 100 тенге, подсолнечное масло — 20 тенге, картофель и морковь — 10 тенге.
По словам Гульмиры Джазиной, эти товары, за исключением картофеля и моркови, реализуются в павильоне магазина «Камкор» (территория центрального рынка, около ТД «Рубин»). Розничная отпускная цена муки 110 тенге за килограмм, то есть пятидесятикилограммовый мешок обойдется 5,5 тыс. тенге.
По такой цене предлагали ее хлебопекам города, но они не очень активно покупают, хотят еще дешевле. Учитывая, что объем муки в стабфонде достаточный, СПК намерено насытить ею все рынки города, предложить пекарням Степногорска. В стабфонде двадцать тонн гречневой крупы, столько же риса (розничная цена 280 тенге), есть сливочное масло от «Гормолзавода» — продается по 2400 тенге за кг, масло подсолнечное — 380 тенге.
Напомнила Гульмира Джазина и о сети магазинов «AQMOL» в городе Нур-Султане.
— Их было шесть, один из-за нерентабельности вынуждены были закрыть, — говорит она.
— Сейчас сеть насчитывает пять брендовых торговых точек. Факторов, от которых зависит, будет ли магазин работать или нет, много. Это подъездные пути, плотность населения в конкретно взятом районе, покупательская способность. Но это не означает, что мы больше не станем расширять торговую сеть «AQMOL». Этот же магазин появится в другом месте. В этом году откроются две дополнительные торговые точки в столице, они нужны нам, они нужны жителям столицы и нашим сельхозтоваропроизводителям. Для заинтересованных потребителей работает страница в Инстаграмм — _aqmol_. Там можно найти адреса магазинов, информацию о ценах, новости и прочее. Вся продукция наших известных сельхозтоваропроизводителей представлена, есть проблема в узнаваемости, требуется больше рекламы, чтобы люди знали о существовании торговой сети «AQMOL».
Напомним, в состав учредителей ТОО «Торговый дом «AQMOL» вошли крупнейшие товаропроизводители пристоличного региона. Это ТОО: «Агрофирма «Родина», ПК «Ижевский», «Астана Агро Продукт», «CAPITAL PROJECTS LTD», «Гормолзавод», «Торговый Дом «Айна», «АЛТЫН ТАҒА» и другие предприятия, выпускающие овощную, молочную и мясную продукцию, хлебобулочные изделия, растительные масла под узнаваемыми и полюбившимися потребителям брендами.
Каждое лето в период массового консервирования плодов и ягод резко возрастает спрос на сахар. Как следствие, сладкий песок моментально подскакивает в стоимости, иногда наблюдается его дефицит на полках магазинов, созданный «по сценарию» мелкооптовых и розничных продавцов. Сейчас цена на сахар сравнительно низкая, будет снижаться еще. Когда достигнет минимума, СПК закупит его в стабфонд, чтобы летом, в период переработки ягод, влиять на ценообразование.
Алексей ЧАЙКА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.